Главная → Дипломатический словарь
(англ. African Renaissance)
Система идей и ценностей; концепция, предполагающая политическое, общественное, культурное и духовное возрождение Африки, ее реабилитацию после колониальной зависимости от стран Запада, разрыв неоколониальных связей, а также проведение общественных и экономических преобразований в странах континента.
Идеи о «возрождении Африки» начали формироваться в XIX в. как реакция на зависимость африканских народов от стран Запада. Сторонники «новой» Африки верили — ключ к возрождению континента лежит в развитии связей с Европой. Однако такой подход потерпел крах: стало понятно, что колониализм несет лишь угнетение и разграбление ресурсов континента [4].
Обновление идей произошло в контексте роста антиколониальных настроений [4]. В 1900-е-1930-е гг. африканскими интеллектуалами были выдвинуты многочисленные концепции африканского возрождения [7].
Термин «африканский ренессанс» был популяризирован в середине 1940-х гг. сенегальским историком и общественным деятелем Шейхом Антой Диопом (1923-1986 гг.) [7].
«Африканский ренессанс» — антиколониальная система идей [7]; он предполагает возвращение к истокам, возрождение африканской идентичности, культуры и традиционных институтов; отказ от культурно чуждых институтов и практик, заимствованных у Запада [4].
Порабощение Африки привело к ее упадку, дегуманизации африканцев, насильственному включению Африки в асимметричную глобальную политическую и экономическую систему, а также актам геноцида, лингвоцида (уничтожения языков коренных народов), отчуждения народов Африки от их культуры, истории, традиционных знаний и ценностей [7].
Проект «африканского ренессанса» предполагает [1]:
- поиск путей создания демократической политической системы, обеспечивающей участие народа в управлении государством с учетом африканской специфики;
- обеспечение устойчивого экономического развития стран континента;
- активизацию борьбы с болезнями и эпидемиями (с конца XX в. — борьбу с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа);
- проведение программ по восстановлению культур Африки; поощрение художественного творчества и доступ к достижениям современной науки и передовых технологий.
«Африканский ренессанс» нашел отражение в развитии современных политических идей [7].
Элементы «африканского ренессанса» присутствуют в культурно-философской и идейно-политической доктрине негритюда, панафриканизма, националистических движений, африканского социализма и др. [7].
Концепция оказала влияние на развитие Движения «черного самосознания» (англ. Black Consciousness Movement); она отражена в требованиях нового международного экономического порядка (англ. New International Economic Order). Отдельные элементы концепции нашли отражение при реализации международных проектов: Лагосского плана действий 1980 г. (комплексная программа развития африканского региона) и Нового партнерства для развития Африки 2001 г. (программа экономического развития Африканского союза) [7].
В 1996 г. Т. Мбеки (в разное время — вице-президент ЮАР (1994-1999 гг.); президент ЮАР (1999-2008 гг.); лидер партии Африканский национальный конгресс (1997-2007 гг.)) заявил, что «африканский Ренессанс» является основой для внешней и внутренней политики Южно-Африканской Республики (ЮАР) [1, 2].
Использование концепции в ЮАР преследовало двоякую цель: сформировать «национальную идею» после завершения режима апартеида и обеспечить ЮАР ведущие роль и место в политике на африканском континенте [2].
В 2000 г. в ЮАР был учрежден «Фонд «африканского ренессанса» и международного сотрудничества» (англ. The African Renaissance and International Cooperation Fund; аббр. ARF). Среди задач Фонда: развитие международного сотрудничества стран Африки, продвижение демократии, улучшение государственного управления в странах континента, предупреждение и разрешение конфликтов, содействие экономическому развитию и интеграции и т.д. [6].
Продвижение концепции «африканского ренессанса» в ЮАР происходило одновременно с возрождением идеи африканского единства, реализовавшейся в создании Африканского союза в 2002 г. [1].
На рубеже XX-XXI вв. развернулась дискуссия относительно содержания концепции «африканского ренессанса». Африканские интеллектуалы отмечали, что африканская повседневность неразрывна с традиционными ценностями и практиками, что способствует продвижению концепции. Западные политологи склонялись к тому, что «африканский ренессанс» чрезмерно романтизирован его сторонниками [2].
В 2010 г. в г. Дакар (Сенегал) был открыт Монумент африканского возрождения (фр. Monument de la Renaissance Africaine), который является высочайшей скульптурной композицией Африки [5].
В 2015 г. в Университете Кейптауна (ЮАР) вспыхнули протесты с требованием демонтировать памятник С.Родсу (1853-1902 гг.), южноафриканскому политику и организатору английской колониальной экспансии в Южной Африке. Протесты были связаны с требованиями избавиться от колониального влияния Запада на восприятие места и роли Африки в общемировом развитии и формирования подлинно африканской истории, не подверженной колониальной фальсификации [7].
К середине 2020-х гг. произошли существенные изменения настроений африканцев. Африканские политики все чаще отказываются от колониальных языков (английского и французского), начался процесс национального и цивилизационного возрождения африканского континента.
МИД России отмечает, что ключевое значение для Африки имеет укрепление производственных возможностей, наращивание человеческого капитала. Это позволит положить конец ситуации, когда континент веками снабжает сырьем и сельскохозяйственной продукцией Запад, который на нем зарабатывает [3].
См. также: Африканский союз (англ. - African Union); Африка: Убунту
Обновлено: 29 июля 2024 г.