Африка: негритюд


(фр. négritude, буквально — «негритянство»)

Идейное, философское и общественно-политическое движение, провозглашающее исключительность и самобытность негро-африканской культуры и нацеленное на деколонизацию африканских стран и народов.

Негритюд сформировался в 1920-е — 1930-е гг. в среде антильских (карибских) и африканских студентов, проходивших обучение во Франции [4]; он выступил формой протеста в отношении французского колониализма (подробнее см. статью «Неоколониализм, Франция: международно-правовая ответственность за преступления колониального и неоколониального периода») [5].

У истоков негритюда стояли Э.Сезер (1913-2008 гг.), президент Регионального Совета Мартиники (1983-1986 гг.); Л.-Г. Дамас (1912-1978 гг.), французский поэт и писатель, депутат Национального собрания Франции от Гвианы; Л.С.Сенгор (1906-2001 гг.), депутат Национального собрания Франции от Сенегала и Мавритании (1945-1958 гг.), президент Сенегала (1960-1980 гг.) [2, 5].

Термин «негритюд» введен в 1930-е гг. Э.Сезером [4].

На формирование негритюда оказало влияние движение «Гарлемского ренессанса (1918-1928 гг.) [4]. «Гарлемский ренессанс» (англ. Harlem Renaissance; «New Negro Movement») — культурное движение в США, возглавляемое афроамериканскими писателями и художниками, суть которого — избавление от расовых предрассудков и стереотипов ради социального и политического равенства [1].

Негритюд разоблачает миф колонизаторов о неполноценности представителей темнокожих народов, противопоставляя рациональной и прагматичной культуре европейцев духовные ценности африканских народов: интуитивную мудрость, гармоничное слияние с миром природы и космических сил [4]. Негритюд подчеркивает значение эмоционального отношения, лежащее в основании культурных ценностей африканцев: религии, искусства, литературы и языка [2].

Негритюд предполагает протест в отношении экономического, политического и идеологического порабощения населения Африки и стран Карибского бассейна колонизаторами; выступает против насильственной культурной ассимиляции неевропейских народов, превращения их в англичан и французов с черной кожей. Основоположники негритюда призывали «черную расу» избавиться от комплекса неполноценности [3].

Идеологи негритюда, тем не менее, не отказывались от усвоения материально-технических достижений Запада. Модернизация, по их мнению, должна была осуществляться на основе национальной идеологии и вести народы Африки по своему собственному, а не западному пути развития. В этом сторонники негритюда видели залог того, что бывшие метрополии не смогут навязать освободившимся странам какую-либо форму неоколониализма [3].

В 1940-е - 1950-е гг. Л.-Г. Дамас и Л.С.Сенгор, являясь депутатами Национального собрания Франции, использовали идеи негритюда в качестве своей политической платформы [5].

В 1960-е гг. негритюд стал одним из знамен национально-освободительной борьбы колониальных народов [3]. После обретения африканскими государствами независимости на первый план в негритюде вышло осмысление взаимодополняемости западной и африканской культур [4].

Негритюд в начале XXI в. не утратил свое значение. Сторонники движения, преимущественно из числа африканских интеллектуалов, изучают возможности дальнейшего развития Африки, критикуют глобализацию и стандартизацию современного мира [4].

См. также: Неоколониализм, Франция: международно-правовая ответственность за преступления колониального и неоколониального периода; Африканский ренессанс

  1. Гарлемский ренессанс // История США: материалы к курсу: [сайт]. - URL: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/1039-garlemskij-renessans
  2. Ломтев П. К 110-летию со дня рождения Леопольда Седара Сенгора // Международная жизнь: [сайт]. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/16544
  3. Мейстер В. Идеология и проблема «Восток-Запад // Скепсис: научно-просветительский журнал: [сайт]. - URL: https://scepsis.net/library/id_77.html
  4. Негритюд // Большая российская энциклопедия: [сайт]. - URL: https://bigenc.ru/c/negritiud-23f4ff
  5. Négritude // Stanford Encyclopedia of Philosophy: [site]. - URL: https://plato.stanford.edu/entries/negritude/


Обновлено: 2 августа 2024 г.