Афроцентризм


(англ. – Afrocentrism)

Идеология самоутверждения людей с темным цветом кожи, направленная на борьбу с европоцентризмом в общественно-политической жизни, культуре, науке и истории, различных сферах общественного сознания и поведении.

Основой для развития афроцентризма выступили идеи, сформировавшиеся в США в XIX веке в контексте борьбы с рабством и расовой дискриминацией, а также концепции африканских и афроамериканских интеллектуалов первой половины XX века [1].

Идеология афроцентризма возникла в 1980-е годы в США как реакция на дискриминацию афроамериканского населения [3]. Главные теоретики афроцентризма – американский исследователь Моле- фи Кете Асанте (настоящее имя Артур Ли Смит) и сенегальский историк Шейх Анта Диоп [1, 3].

Развитие афроцентризма происходило в контексте постмодернистской философии (подробнее см. статью «Постмодернизм») [2].

Цели афроцентризма: преодоление «комплекса неполноценнсоти» афроамериканцев и африканцев, возвышение значения африканской культуры в глобальном контексте, обоснование центральной роли африканцев в мировой истории [1, 3].

Афроамериканцы и африканцы должны совершить прорыв в своем сознании и заменить европоцентристские установки новыми понятиями: «рабское имя» – «африканским именем», «представления о поражении» – «осознанием победы», «приоритет чужой культуры» – «приоритетом своей культуры» и т.п. [1].

Афроцентризм придает особое значение историческим исследованиям, уделяя внимание доказательству равенства рас в историческом процессе. Такой подход призван привести к переоценке исторических успехов Запада и показать реальный вклад незападных народов в мировую историю [1].

Афроцентристы подчеркивают роль африканской культуры в развитии Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, цивилизаций Древнего Востока, а также в становлении современного Запада [1].

Стоит, однако, заметить, что сторонники афроцентризма нередко прибегают к вольной интерпретации терминов и фальсификации исторических фактов [3].

В 1990-е годы распространению афроцентризма способствовало его продвижение в американских школах [2].

В начале XXI века американским специалистам в области афроамериканских исследований удалось добиться международного признания установок афроцентризма [3].

Афроцентризм позволяет абстрагироваться от европоцентристских стереотипов и переосмыслить наследие африканского континента, его вклад в развитие мировой политики, науки и культуры [1]. Афроцентристские подходы оказывают весомое влияние на западную африканистику в целом [2].

Критики афроцентризма тем не менее полагают, что он ведет к переписыванию истории и искажению исторических фактов. Афроцентризм также порицают за излишнее, порой неуместное, возвышение исторического и культурного значения африканцев в мировой истории [1].

См. также: Постмодернизм

  1. Афроцентризм // Большая российская энциклопедия. – URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/1842001
  2. Давидсон А.Б., Филатова И.И. Исторические пласты афроцентризма // Перспективы. – URL: https://www.perspektivy.info/oykumena/vector/istoricheskije_plasty_afrocentrizma_2011-02-18.htm
  3. Хохолькова Н.Е. Афроцентризм в условиях глобализации: механизм тиражирования идей / Н.Е. Хохолькова // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. – URL: https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-246-3/978-5-88431-246-3_13.pdf


Обновлено: 24 июля 2024 г.