Закат Европы: концепция О. Шпенглера


«Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (нем. Der Untergarg des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte) — философско-исторический труд О.Шпенглера в двух томах, увидевший свет в 1918 г. и 1922 г. соответственно. Ключевая идея работы — периодичность истории, ведущая к неминуемой деградации и упадку Запада на фоне развития и укрепления позиций молодых многочисленных народов (суть — Мирового большинства).

Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.) — немецкий историософ, публицист консервативно-националистического направления.

О. Шпенглер начал работу над книгой в 1908 г., сформулировав основные идеи к 1911 г. [3, 4]. Шпенглер по своим политическим взглядам был консерватором и пессимистом: он отчетливо видел признаки упадка в социальной жизни Европы уже в то время [3].

Появление работы «Закат Европы» было обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего — разработка Шпенглером общей теории смены культур-цивилизаций. Огромное воздействие на выводы Шпенглера оказала ситуация в Европе после окончания Первой мировой войны: распад 4-х империй, образование множества новых государств, ощущение европейцами шока от произошедшего и страха перед будущим [5].

Главная тема книги «Закат Европы» — создание «биографии всемирной истории», облаченной в форму сравнительного анализа культурных эпох. Введено представление о цикличности времени, согласно которому каждая культура представляет собой замкнутый организм, проходящий путь от «рождения» до «смерти» через стадии «детства», «юности», «зрелости» и «старости» [2].

Концепция выделяет семь культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, индийскую, античную, майя, арабскую и современную европейскую. Концепция заката Европы отказывается от европоцентризма и рассматривает европейскую культуру в ряду других, полагая, что все культуры равноправны и, при всей их оригинальности, сопоставимы в части прохождения определенных стадий развития [3].

Высшей стадией развития культур выступает цивилизация, признаки которой: шедевры архитектуры, музыки, изобразительного искусства и литературы, достижения науки, развитие урбанизации, формирование социальных государств, а также образованность граждан и их рационализм [3].

Средняя продолжительность жизни культур не превышает 1000 лет, после чего они начинают вырождаться. «Закат Европы» провозглашал неминуемое вырождение Запада и медленное воцарение там первобытных состояний в высокоцивилизованных жизненных условиях [2]. Исторические рамки угасания европейской культуры были определены между 1800 и 2000 гг. [3]. «Закат Европы», однако, не означает, что Запад оказался на краю гибели. Концепция, скорее, предупреждает, что Европа столкнулась с первыми признаками затухания, тогда как «умирание» продлится несколько веков [4].

Закат культуры связан с состоянием, когда вместо уникальных и самобытных мыслей начинает распространяться рутина массового сознания и массовой культуры, а над «гением» начинает торжествовать рутинно действующий «персонал», которому чужды свобода и творчество [4].

Работа О. Шпенглера остается крайне противоречивой, получая как положительные оценки в связи с ее прогностическим потенциалом, так и негативные, выраженные в методологических недочетах [2].

Концепция «Заката Европы» оказала влияние на крупных ученых — от А. Тойнби и С. Хантингтона (подробнее см. статью «Теория цивилизаций Самюэла Хантингтона: столкновение цивилизаций») до Л.Н. Гумилева, которые хотя и не соглашались с ним, но находились под сильным влиянием основной идеи работы: выявление механизмов зарождения, развития, расцвета и упадка цивилизаций [3].

В XXI в. идею о закате Европы используют политики и публицисты вне зависимости от политической позиции или идеологической ориентации [3].

Многие сюжеты концепции «Заката Европы» укладываются в современную картину западного мира: распад традиционной семьи, бездетные браки, кризис социального государства и парламентаризма, деградация рационализма и т.п. Справедлив прогноз в отношении интеллектуального упадка [3].

МИД России полагает, что концепция «заката Европы», выдвинутая О. Шпенглером, оказалась достаточно дальновидной. Сейчас Европейский союз не является самостоятельным игроком, несмотря на то, что в Европе были разговоры о необходимости обеспечить стратегическую автономию. ЕС стал придатком американской политики, что наглядно демонстрирует затухание жизненных сил этой цивилизации [1].

  1. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на встрече со студенческой молодежью Республики Беларусь, Минск, 1 июля 2022 года // МИД России: [сайт]. - 2022. - 1 июля. - URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/video/vistupleniya_ministra/1820268/
  2. «Закат Европы» // Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека ИФ РАН: [сайт]. - URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6fc2ed803279842096bb
  3. Клисторин В.И. К столетию падения Запада и заката Европы / В.И. Клисторин // ЭКО. - 2017. - №7. - С. 162-177. - Текст: непосредственный
  4. Перцев А.В. Актуальность Шпенглера: спустя век после «Заката Европы» / А.В. Перцев // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2015. - №2 (140). - С. 29-51. - Текст: непосредсьтвенный
  5. Семинар «Был ли прав Шпенглер? К столетию книги «Закат Европы»» // ИМЭМО РАН: [сайт]. - 2018. - 17 декабря. - URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/seminar-was-spengler-right-the-centenary-of-the-book-decline-of-europe


Обновлено: 2 декабря 2024 г.