Искусственный интеллект: Виртуальная реальность (англ. Virtual Reality; аббр. VR), Дополненная реальность (англ. Augmented Reality; аббр. AR)


Виртуальный мир, созданный при помощи программного обеспечения и технических средств, воспринимаемый человеком посредством зрения, слуха и осязания, имитирующий как воздействие, так и реакции на воздействие.

Следует различать виртуальную и дополненную реальность: виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, тогда как дополненная реальность вносит отдельные искусственные элементы в восприятие реального мира [3].

Использование технологий виртуальной и дополненной реальности изначально было связано преимущественно с военной сферой и индустрией развлечений [3]:

- прототипом дополненной реальности в военном деле с 1900-х гг. выступает коллиматорный оптический прицел, в котором видимая цель соединяется с прицельной маркой;

- в 1957 г. в США был создан первый виртуальный симулятор, позволявший проехаться на мотоцикле по улицам виртуального Бруклина;

- в 1968 г. появился первый шлем виртуальной реальности, изображение в котором менялось с поворотом головы;

- в 1969 г. для летчиков ВВС США были созданы первые визуальные системы, на которые выводилась информация о полете, тогда как в 1970-е гг. в СССР были созданы первые истребители с отображением графической информации на лобовом стекле.

Первые устройства виртуальной и дополненной реальности были несовершенны, а их себестоимость очень высока [3].

Совершенствование технологий привело к удешевлению и возможности их использования [5]:

- в сфере образования;

- при проведении научных экспериментов;

- в медицине;

- в промышленном дизайне и архитектуре;

- в сфере развлечений и игр.

Наиболее широко технологии VR и AR представлены в военном деле. В 2018 г. индустрия вышла на новый уровень, когда Министерство обороны США и компания «Microsoft» заключили договор на поставку 100 тыс. шлемов виртуальной реальности [3].

Технологии виртуальной и дополненной реальности используются при подготовке гражданских и военных пилотов, военных связистов. Эти технологии применимы для обеспечения контроля и оценки действий военнослужащих и состояния объектов военной техники, при проведении занятий по боевому слаживанию подразделений, одиночной и групповой подготовке военнослужащих [3].

В сфере международных отношений проблематика виртуальной и дополненной реальности рассматривается в контексте обеспечения информационной безопасности. Однако говорить о непосредственно технологиях VR и AR в данной сфере пока что приходится лишь гипотетически [1].

Технологии VR и AR способны внести новые возможности в дипломатическую практику. Во время переговоров сторон относительно урегулирования какого-либо конфликта, технологии виртуальной реальности способны позволить членам делегаций испытать «эффект погружения» в «реальную» ситуацию. Такой подход открывает перед дипломатами возможность не только большего эмоционального вовлечения, но и лучшего понимания существа проблемы [6].

Технологии виртуальной и дополненной реальности могут быть использованы для создания симуляций, позволяющих молодым специалистам получать богатый опыт переговоров [6].

В международной журналистике технологии виртуальной и дополненной реальности формируют новый жанр репортажа, в котором зритель оказывается «полностью погружен» в ситуацию конфликта, протеста или гуманитарного кризиса. Такие возможности журналистики создают у зрителя полное представление о ситуации, не ограничиваясь углом обзора традиционной камеры. С середины 2010-х гг. ООН проводит эксперименты по созданию фильмов виртуальной реальности, направленных на большее эмоциональное вовлечение дипломатов и экспертов в решение глобальных проблем [6].

В России технологии виртуальной и дополненной реальности получают широкое развитие в военной сфере [3], в развитии игровой индустрии, образовании, маркетинге, в качестве инструментов для удаленной работы. Обсуждается вопрос о целесообразности введения законодательного регулирования виртуальной реальности, поскольку системы VR и AR содержат повышенные риски деструктивного информационно-психологического воздействия [2].

Технологии виртуальной и дополненной реальности являются необходимыми инструментами для погружения в виртуальное пространство. Современные образцы, однако, громоздки и дороги. Однако данные технологии быстро совершенствуются, и в ближайшие годы можно ожидать массового распространения эргономичных и легких девайсов, что будет означать важную ступеньку в переходе человека к трансгуманизму (подробнее см. статью «Трансгуманизм» и «Трансгуманизм: Постчеловек») [4].

См. также: Искусственный интеллект в принятии политических решений

  1. Батуева Е.В. Виртуальная реальность: концепция угроз информационной безопасности США и ее международная составляющая / Е.В. Батуева // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - №3 (36). - С. 128 - 136. - текст: непосредственный
  2. В России предложили ввести регулирование виртуальной реальности // Парламентская газета: [сайт]. - 2022. - 21 ноября. - URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-predlozhili-vvesti-regulirovanie-virtualnoy-realnosti.html
  3. Настоящая виртуальная реальность // Ростех: [сайт]. - 2022. - 26 января. - URL: https://rostec.ru/news/nastoyashchaya-virtualnaya-realnost/
  4. Пашенцев Е.Н. Искусственный интеллект и геополитика: доклад / Е.Н. Пашенцев, В.Б. Козюлин; ДА МИД России. - Москва, 2024. - 72 с. - Текст: непосредственный
  5. Что такое виртуальная реальность? // Polycent: [сайт]. - URL: https://polycent.ru/blog/chto-takoe-virtualnaya-realnost/
  6. Through Other’s Eyes: How VR Can Transform Diplomacy // The Arena: [site]. - 2018. - 28 September. - URL: https://www.eng.arenajournal.org.il/single-post/2018/09/28/through-the-other-s-eyes-how-vr-can-transform-diplomacy


Обновлено: 8 июля 2024 г.