Главная → Дипломатический словарь
(англ. Metaverse)
Постоянно действующее виртуальное пространство, где аватары людей взаимодействуют друг с другом в трехмерном пространстве, имитирующем реальность.
Термин «метавселенная» был предложен в 1992 г. писателем-фантастом Н.Стивенсоном [2].
Выделяют семь признаков метавселенной [1]:
- бесконечность — отсутствие у нее временных и физических границ;
- синхронность — события в метавселенной происходят в режиме реального времени;
- отсутствие ограничений для пользователей — каждый является частью метавселенной в любое время, даже когда выходит из нее;
- функционирующая экономика — возможность в рамках метавселенной «производить» и «потреблять» блага;
- метавселенная выступает пространством, которое охватывает возможности как цифрового, так и реального миров;
- совместимость и синхронность — все предметы в метавселенной взаимозаменяемы;
- контент метавселенной может создаваться каждым ее участником.
Тенденция 2020-х гг. — массовое строительство метавселенных [3]. В 2021 г. глава «Meta Platforms» (признана экстремистской организацией и запрещена в России) М. Цукерберг объявил о создании метавселенной. Функционирующие ныне метавселенные «Roblox», «Decentraland», «The Sandbox» выступают преимущественно площадками для досуга.
Школа менеджмента при Калифорнийском университете в Сан-Диего работает над созданием виртуального кампуса с лекционными залами и зонами отдыха с целью организации качественного онлайн-обучения иностранных студентов [2].
Развитие метавселенных оказывает влияние на рабочие процессы, поскольку [2]:
- новые технологии создают возможности для дистанционного взаимодействия, уменьшая необходимость в личных встречах;
- формируются дополнительные возможности для обучения сотрудников;
- копии организаций в метавселенной позволяют моделировать сценарии развития событий, обеспечивая возможности для принятия более качественных решений.
Развитие метавселенных связано с рядом вызовов. Используемые в метавселенной технологии позволяют собирать массу персональных данных, что требует дополнительного законодательного урегулирования. Вместе с этим, высокая степень свободы создает риски разжигания конфликтов, а высокая степень реалистичности — риск психологической зависимости [2].
Правительства стран мира содействуют развитию метавселенных. Власти КНР формируют собственную парадигму развития метавселенной. Разработкой концепции и развитием законодательства занят специально созданный комитет [1].
В Южной Корее правительство курирует функционирование платформы «Metaverse Seoul», которая позволяет оказывать населению государственные услуги, включая получение документов [1, 2].
Происходит адаптация функционала метавселенной к политическим процессам.
Мировая практика демонстрирует успешные примеры виртуального взаимодействия политиков и граждан. Существуют основания говорить о перспективах создания в метавселенной отделений политических партий, проведения съездов [4].
Функционал метавселенных применим в сфере дипломатии и международных отношений.
Эксперименты по созданию виртуальных посольств были начаты в середине 2000-х гг. В то время работа экспериментальных виртуальных представительств была направлена на развитие национального бренда и публикацию информации о стране [5].
Современный функционал метавселенных позволяет малым государствам активнее участвовать в мировой политике благодаря «виртуальному представительству» [5]. В 2021 г. Барбадос открыл виртуальное представительство на базе метавселенной «Decentraland», где, в перспективе, собирается оказывать в консульские услуги, включая выдачу электронных виз [4].
Несмотря на значительный потенциал, деятельность метавселенных практически не обладает международным регулированием [5].
Ожидается, что к концу 2024 г. объем мирового рынка метавселенных достигнет 74 млрд долларов (для сравнения, в 2023 г. - 57 млрд долларов). Годовой темп роста этого рынка в период с 2024 г. по 2030 г. составит 38%, а прогнозируемый объем рынка к 2030 г. — более 507 млрд долларов [3].
На начало 2024 г. у метавселенных более 600 млн активных пользователей по всему миру: 51% из них моложе 13 лет, а 84% - моложе 18 лет. К 2030 г. число пользователей метавселенных достигнет 2,6 млрд человек [3].
Помимо развлечений и социальных сетей метавселенные предлагают рабочие места и платежные инструменты; образовательные возможности и т.п. В этой связи, очевидно, что Россия не имеет права остаться в стороне от «раздела» виртуального мира, чтобы не стать виртуальной колонией американских цифровых ТНК [3].
Нельзя забывать, что развитие метавселенных способно создать принципиально новые вызовы и угрозы сложившемуся общественному порядку и безопасности как на национальном, так и на глобальном уровнях, посредством воздействия на массовое сознание [3].
Россия наряду с другими странами заинтересована в развитии метавселенной. Ведется исследовательская деятельность как в сфере поиска наилучших технических решений, так и в области правового регулирования.
См. также: Искусственный интеллект: Виртуальная реальность (англ. Virtual Reality; аббр. VR), Дополненная реальность (англ. Augmented Reality; аббр. AR)
Обновлено: 8 июля 2024 г.