Главная → Дипломатический словарь
(араб. аль-ваххабийя)
Фундаменталистские разнородные религиозно-политические движения в рамках суннитского ислама, зародившиеся в среде племен Аравийского полуострова в середине XVIII века и выступающие с общей целью очищения ислама от «недозволенных новшеств» (бида). Согласно движению, последователи ислама должны держаться исключительно текста Корана и правил Сунны, не допуская толкований.
Термин «ваххабизм» происходит от имени основателя движения — Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1792 гг.), который в своих проповедях выступал с обвинениями мусульман в отходе от учения о единобожии. Учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба не было оригинальным, он развивал идеи сирийского теолога XIV века Таки ад-Дина ибн Таймийи [2].
Последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, помимо обсуждения теологических проблем, боролись против османского владычества [4].
Идеи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в 1820-е годы нашли последователей среди мусульман Индии; в конце XX - начале XXI века среди приверженцев ислама в Центральной Азии, Поволжье и на Кавказе [3].
Понятие «ваххабизм» не используется его последователями, которые называют себя «салафитами», «единобожниками», «братьями» или «общиной истинных мусульман» [3].
Ваххабизм видит проявления многобожия в произвольных толкованиях священных текстов; подчеркивает обязательство мусульман строго держаться текста Корана и правил Сунны; требует отказаться от нововведений, дополнивших культ после смерти пророка Мухаммеда; основываясь на стремлении вернуться к раннему исламу, предлагает вести джихад против «многобожников» и тех, кто отступил от морально-этических принципов. [2].
Ваххабизм подвергает критике культ святых и поклонение их могилам, курение табака, употребление кофе, ношение шелковой одежды, музыку, пение, четки и т.д. Изначально призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского и бедуинского населения на роскошь османских правителей и чиновников [2]. Общественно-политические идеалы ваххабитов по сей день подразумевают братство мусульман и осуждение роскоши и стяжательства [3].
Ранние последователи ваххабизма отличались религиозной нетерпимостью. В борьбе с «идолопоклонством» они разрушили множество святых мест и могил мусульман Хиджаза (территория на западе Аравийского полуострова) [3].
Современные ваххабиты не имеют общей богословско-правовой доктрины [3].
Организация ваххабитского движения проста. Во главе общины стоит избранный амир, руководящий ее религиозной, общественной, а при необходимости и военной жизнью. По возможности у общины имеется мечеть или молельный дом, школа и шариатский суд. Общины не связаны друг с другом [3].
Политическая роль ваххабизма проявилась в вооруженной борьбе при становлении Саудовской Аравии [3]. Внутри Саудовской Аравии ислам в его ваххабитской форме вместе с племенными и клановыми связями выступали факторами, сформировавшими социально-политическую структуру [2].
Идеи ваххабизма лежат в основе современных фундаменталистских движений [2]. Во второй половине XX века в ваххабитской среде внутри Саудовской Аравии появились течения, положившие начало политическому ваххабизму. В 1970-е годы процессы формирования политического ваххабизма происходили в богословской и университетской среде Саудовской Аравии. Итогом этого стало восстание под руководством Джухаймана аль-Утайби, захватившего Священную Мечеть в Мекке в ноябре 1979 года [1].
Следующий этап в борьбе саудовских королей с политическим ваххабизмом связан с противодействием Усаме бен Ладену. При этом, изначально бен Ладен обладал поддержкой правящей семьи Саудовской Аравии [1].
Ваххабизм является причиной политических и идеологических конфликтов на Аравийском полуострове. В современных международных отношениях он тесно связан с борьбой политического ислама за изменение статус-кво в суннитской умме (религиозной общине) [1].
На постсоветском пространстве последователи ваххабизма представлены множеством группировок: от умеренных до экстремистских. Участие ваххабитов в преступных действиях в Чечне в 1990-х - начале 2000-х годов способствовало радикализации движения на Кавказе [3].
МИД России отмечает, что разгул радикального экстремизма на Северном Кавказе в 1990-х - начале 2000-х годов происходил под прикрытием ваххабизма,
что привело к развитию очага международного терроризма, пока руководители России и Чечни не остановили эти процессы [5].
В 1999 году в Дагестане был принят закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».
Отношение к ваххабизму приводит к общественным противоречиям. Представители традиционного исламского духовенства в России называли ваххабитов фундаменталистами и выступали с призывом запретить их на законодательном уровне. Проблемой же выступало то, что из-за разрозненности течений ваххабизма невозможно дать единое определение того, что он из себя представляет. Правовая неопределенность понятия «ваххабизм» не позволяет включить его в правоприменительную практику [4].
МИД России подчеркивает, что в России нормально функционируют и успешно занимаются своей деятельностью более 31 тысячи религиозных организаций, представляющих более 60 конфессий. Россия добилась прочного конфессионального мира в обществе и дорожит им [5].
См. также: Фундаментализм: Исламский фундаментализм
Обновлено: 4 апреля 2024 г.