Историческая память: войны памяти


(англ. Memory wars)

Также используется термин «мемориальные войны».

Тип политического конфликта, в основании которого принципиально разная, но имеющая общее отношение к противоборствующим сторонам, интерпретация исторических событий.

Термин «войны памяти» появился в академической среде в конце 1990-х гг. [4]. Вошел в широкое употребление в 2000-е - 2010-е гг. в связи с возросшими противоречиями в толковании итогов Второй мировой войны между странами коллективного Запада и Россией; практикой разных стран по изменению содержания учебников, где прошлое было значительно пересмотрено; демонтажем памятников, посвященных советским войнам и т.п. [3, 7].

Войны памяти — политический феномен, не имеющий общих черт с дискуссиями в контексте исторической науки.

Мемориальные войны возникают, когда две и более сторон начинают интерпретировать общие исторические события в разных политических и идеологических контекстах под влиянием общественно-политических условий [3, 7]. Войны памяти возникают в периоды переосмысления разными государствами и общественными группами общего прошлого [7].

Войны памяти возможны как во внутренней политике государства, так и в международных отношениях. Конфликтное взаимодействие может проявляться непосредственно, когда одна сторона высказывает обвинение в отношении другой и призывает к ответу, или косвенно, когда обвинения в отношении другой стороны не предполагают ее ответа [7].

Отправная точка войн памяти — появление конкурирующих нарративов (повествований о нескольких связанных между собой событиях, представленных в виде образов или слов), наполненных идеологическим содержанием, в отношении общей истории. Разные трактовки исторических событий получают распространение в информационном поле, а иногда даже «научное» подтверждение, что позволяет использовать политизированные интерпретации исторических событий для манипулирования сознанием масс [7].

Мемориальные войны могут не быть конфликтами по поводу прошлого как таковыми, а лишь формировать удобный нарратив, на который могут ссылаться политики для подкрепления собственных аргументов [4].

Пример такого действия — эксплуатация Демократической партией США образа сторонников расового равенства и солидаризации с борцами за права афроамериканцев. Спикер палаты представителей конгресса Н.Пелоси (2019-2023 гг.) призывала убрать 11 статуй конфедератов из Капитолия, которые, по ее словам, являлись защитниками расистского режима в южных штатах и олицетворяют собой оскорбление идеалов демократии [2].

Во внутриполитическом процессе мемориальные войны могут активизировать формирование нарратива, который смог бы служить «подходящей» или «уместной» памятью социальной подгруппы с определенной гендерной, региональной, этнической, религиозной или культурной принадлежностью [4].

К середине 2020-х гг. можно говорить о тотальной деградации устоев глобальной мемориальной культуры, что связано в первую очередь с радикальным изменением нарратива о Второй мировой войны на Западе [5].

В 2000-е - 2010-е гг. страны-члены Европейского союза из Восточной Европы активно продвигали нарратив о «двух тоталитаризмах», формируя представления о вине СССР в разжигании Второй мировой войны наравне с гитлеровской Германией [3]. «Успех» этой политики привел к тому, что в сентябре 2019 г. Европейский парламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», в которой было буквально заявлено, что Вторая мировая война началась в результате заключения Германией и СССР пакта Молотова-Риббентропа [6].

МИД России подчеркивал, что данная резолюция не что иное, как набор ревизионистских утверждений. Россия говорит об опасности курса на политизацию и ревизию исторических фактов. Замалчивая неприятные для себя страницы и трактуя «подретушированную» версию событий по своему усмотрению, страны коллективного Запада теряют связь с реальностью [6].

Мемориальные войны имеют место между коллективным Западом и Глобальным Югом. Их причина — усиление внимания к теме колониализма и его последствий; обсуждение уклончивого отношения к этой теме стран-наследниц колониальных империй [5].

Деградации мемориальной культуры происходит в ряде постсоветских государств, прежде всего на Украине. Новейшие учебники истории бывших республик СССР нередко содержат исторические мифы, формирующие ксенофобию и национальную замкнутости. Нередки случаи сноса памятников, направленные на разрыв исторических связей с Россией [8].

МИД России неоднократно заявлял о важности сохранения исторической памяти, наполнения ее конкретными делами, чтобы поддерживалась преемственность поколений [1].

См. также: Историческая память; Нарратив

  1. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Санкт-Петербург, 7 июня 2024 года // МИД России: [сайт]. - 2024. - 7 июня. - URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1955037/
  2. «Герои не живут вечно»: чьи памятники сносят в США // Газета. RU: [сайт]. - 2020. - 14 июня. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/06/14_a_13116979.shtml
  3. Головашина О.В. «Мемориальные войны»: между метафорой и концептом / О.В. Головашина // Tempus et Memoria. - 2021. - Т.2. - №1. - С.43-52. - Текст: непосредственный
  4. Давиденко А.А. Понятие «войны памяти» в современных исследованиях коллективной памяти / А.А. Давиденко // Вестник БФУ им. И.Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. - 2022. - №3. - С. 85-95. - текст: непосредственный
  5. Миллер А.И. Устои «глобальной» мемориальной культуры под вопросом / А.И. Миллер // Россия в глобальной политике. - 2024. - Т. 22. - № 3. - С. 68–81. - Текст: непосредственный
  6. Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос агентства «РИА Новости» в связи с принятием Европарламентом резолюции «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» // МИД России: [сайт]. - 2019. - 20 сентября. - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/1469767/
  7. Токарева Е.А. Современные войны памяти, или подходы к интерпретации исторических событий в истории, политике и образовании / Е.А. Токарева // Преподаватель XXI век. - 2021. - №3. - С. 288-300. - Текст: непосредственный
  8. Чураков Д.О. «Войны памяти» и локальные конфликты современности //История.РФ: [сайт]. - URL: https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/63/f1d022eb716685381060ec8c394106ebd903ab2a.pdf


Обновлено: 17 июля 2024 г.