Китай: концепция мирового института Чжао Тиняна («система Тянься»)


Направление мир-системного анализа в теории международных отношений, сформированное китайским философом Чжао Тиняном и предлагающее альтернативный западному взгляд на формирование и развитие системы глобального взаимодействия на основе китайского исторического опыта.

Основные положения концепции были сформированы в середине 2000-х гг. Чжао Тиняном, специалистом в области философии, сотрудником Института философии Китайской академии общественных наук и Китайского народного университета.

При разработке концепции Чжао Тинян обратился к периоду династии Чжоу (1046 - 221 гг. до н.э.), утверждая, что «система Тянься», созданная в то время, была идеальной мировой системой [1].

Термин «Тянься» в буквальном переводе означает «Поднебесная» («тянь» — небо; «ся» — внизу). Изначально этот термин использовался для обозначения территории, на которую распространялась власть китайского императора. Однако в силу ограниченности географических знаний и закрытости китайского общества под «Тянься» стали понимать весь известный китайцам мир [2]. В древности «система Тянься» сформировалась как система взаимоотношений стран Восточной Азии [1] и была чрезвычайно эффективной, просуществовав до XIX в. [2].

Предложенный подход активизировал полемику среди академического сообщества КНР относительно состоятельности картины мира, предлагаемой западными теориями международных отношений [3].

Говоря о современном мире, Чжао Тинян указывает, что формирование «системы Тянься» — реальная альтернатива существующему мировому порядку. Международная система, сложившаяся после окончания Холодной войны, названа «неудавшимся миром», поскольку она не позволяет качественно решать проблемы, с которыми сталкивается человечество [3].

Чжао Тинян критикует западные теории международных отношений за их фрагментированное восприятие мира. Выдвинутая концепция видит мир как совокупность взаимосвязанных и сосуществующих общественно-политических образований (государств, территорий, групп, организаций и т.п.) [3].

Концепция включает три компонента [3]:

- восприятие мира в его географическом понимании, то есть без границ и разделительных линий;

- обеспечение легитимности мирового порядка путем удовлетворения чаяний народа;

- установление по-настоящему справедливого мирового порядка.

Характерная черта «системы Тянься» — «принцип включенности», согласно которому не только государства, группы и организации, но и каждый человек индивидуально является частью международной системы. В итоге, поддержание международной системы становится в том числе частным интересом каждого жителя планеты. Все человечество рассматривается как одна большая семья, что предполагает всеобщую вовлеченность, формирование всемирной политической системы, где все защищены и никто не рассматривается как посторонний [3].

Отношения между государствами, территориями и группами рассматриваются через призму родственных отношений. «Близкие родственники» — это те, кто разделяет общие нормы и ценности вне зависимости от географического расположения, а «дальние родственники» — те, кто разделяет разные ценности, порой даже противоположные друг другу [3].

Всеобщая включенность обеспечивает функционирование системы: ни одно государство не может считаться устойчивым, если не устойчива мировая система в целом; даже те страны, где существует порядок, не смогут избежать конфликтов, если в мире царит хаос [2].

«Система Тянься» предполагает, что легитимный и успешный мировой порядок включает в себя международный институт, пользующийся высоким доверием и содействующий развитию сотрудничества и снижению конфликтности [3]. ООН при этом не может претендовать на роль подобного института, поскольку является площадкой для выражения интересов национальных государств. Решить проблему могло бы реформирование ООН, ее преобразование в «мировое правительство» [2].

Политическая легитимность основывается на этике в соответствии с критериями справедливости [1].

Концепция вводит оригинальные определения понятий «сотрудничество» и «гармония». Так, «сотрудничество» — это ситуация, когда государство или группа «живет и дает жить другим». «Гармония» определена сложнее — это ситуация, когда государство или группа «живет, если дает жить другим, и развивается, если дает развиваться другим» [3]. Предполагается, что ценности отказа от индивидуальной выгоды в пользу общего блага должны быть распространены как на уровень государства, так и всей мировой системы [2].

Таким образом, «система Тянься» предлагает модель мирового порядка, которая одновременно учитывает принцип иерархии, мирного сосуществования разных по идеологическим и ценностным основаниям государств и групп, развития и гармонии [3]. Элементы древнекитайской «системы Тянься» могут заложить основы будущего, более справедливого глобального миропорядка [2].

«Система Тянься» утопична, однако политическим воплощением похожей модели является китайская инициатива «Один пояс, один путь». Инициатива подразумевает установление и развитие взаимодействия между странами с целью создания сетей сотрудничества в различных областях и на разных уровнях; строится на принципах глобальной открытости и инклюзивности [3].

Теория, предложенная Чжао Тиняном, позволяет по-новому взглянуть на развитие международных отношений; обладает практическим значением в понимании внешнеполитических подходов Китая [1].

См. также: Китай: теория морального реализма Янь Сюэтуна; Китай: «Реляционная теория мировой политики» Цинь Яцина

  1. Грачиков Е.Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям. / Е.Н. Грачиков / М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. - 304 с. - Текст: непосредственный
  2. Кочетков В.В. Основные подходы китайской национальной школы к изучению теории международных отношений / В.В. Кочетков // Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. - 2022. - №3. - С. 53 - 69. - Текст: непосредственный
  3. Понька Т., Бельченко А., Забелла А. Китайский взгляд на теорию международных отношений / Т. Понька, А. Бельченко, А. Забелла // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - Т. 61. - № 10. - с. 76 - 86. - Текст: непосредственный


Обновлено: 12 июля 2024 г.