Китай: «Реляционная теория мировой политики» Цинь Яцина


(англ. Theory on «Relationality»; кит. гуаньси лилунь)

Также используется термин «теория отношений мировой политики»

Направление конструктивизма в китайской школе международных отношений; теория международных отношений, основывающаяся на первостепенном значении «связей» и «отношений» (англ. relationality; кит. «гуаньси»); разработана китайским ученым-международником Цинь Яцином.

Цинь Яцин — ученый-международник, профессор, в 2010-е годы занимался исследованиями ТМО в Китайском университете иностранных дел (Дипакадемии КНР) [2].

«Реляционная теория» сложилась в 2010-е годы [1]. Цинь Яцин критически относился к попыткам китайских ученых привнести китайскую философию и исторический опыт Китая в существующие западные теории международных отношений. Вместо этого он предложил подход, соединяющий западные ТМО с китайским способом мышления [2].

Базовые положения «реляционной теории» [1]:

- Международная система рассматривается как целостный и динамичный «мир отношений», состоящий из взаимосвязанных событий. В международных отношениях первостепенную роль играет событийный контекст, задающий смыслы всем элементам системы.

- Идентичность и роль участников мировой политики определяется контекстом их отношений.

- Основное внимание в международных отношениях направлено не на международную структуру, а на процессы, поскольку именно в контексте конкретных обстоятельств вырабатываются национальные интересы, развиваются нормы и т.д.

Для понимания многообразных отношений выведены два понятия [2]:

- метаотношения — совокупность всех существующих в международной системе отношений;

- диалектика «разумной середины», подразумевающая, что одна сторона (позиция, идея и т.п.) всегда включает в себя часть противоположной стороны (позиции, идеи и т.п.), а значит у сторон, придерживающихся противоположных позиций, всегда есть задел для компромисса [2].

Теория вводит понятие — «сила, основанная на отношениях». Наиболее сильным является тот, кто поддерживает близкие отношения с широким кругом авторитетных акторов. При этом «сила» как таковая заключается в способности манипулировать и оказывать влияние на другие страны и организации посредством системы отношений [2].

«Управление» также рассматривается через призму отношений. Для успешного управления международным сообществом требуется не только выстроенная структура норм и институтов, но и высокий уровень доверия, плюрализм, партнерство, участие представителей разных цивилизаций, культур и сообществ [2].

Теория предполагает, что анархичность либо иерархичность международной системы определяется отношениями, которые существуют между странами и лицами, принимающими решения [2].

«Реляционная теория» говорит о возможности мирного сосуществования участников, придерживающихся диаметрально противоположных позиций, и даже о развитии отношений между ними [1].

Теория предлагает оригинальный взгляд на укрепление международных позиций Китая. Подъем Китая не обязательно ведет к конфронтации Пекина и коллективного Запада. Напротив, диалог и развитие отношений (даже в случае конкуренции) способствуют взаимной трансформации акторов, что ведет к лучшему взаимопониманию [1].

Теория предполагает, что новый международный порядок будет сформирован путем преобразований, которые обеспечат органичное взаимодействие стран, вне зависимости от их политического строя или идеологии. Идеальная система международных отношений согласно теории — та система, где возможен диалог участников мировой политики, их взаимодополняемость, а не однообразное мышление и диктат гегемона [1].

См. также: Китай: теория морального реализма Янь Сюэтуна; Китайский университет иностранных дел (Дипакадемия КНР)

  1. Грачиков Е.Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям. / Е.Н. Грачиков / М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. - 304 с. - Текст: непосредственный
  2. Понька Т., Бельченко А., Забелла А. Китайский взгляд на теорию международных отношений / Т. Понька, А. Бельченко, А. Забелла // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - Т. 61. - № 10. - с. 76 - 86. - Текст: непосредственный


Обновлено: 20 июня 2024 г.