Китай: теория морального реализма Янь Сюэтуна


(англ. Moral realism; кит. Даои сяньши чжуи)

Направление политического реализма в теории международных отношений, сформированное китайским ученым-международником Янь Сюэтуном. Данное направление заимствует идеи китайской философии и оперирует понятием морали, которая рассматривается в качестве одной из составляющих совокупной мощи государства.

Теория морального реализма была разработана Янь Сюэтуном. Янь Сюэтун в разное время работал в Китайском институте современных международных отношений и Университете Цинхуа. В 2008 году журнал «Foreign Policy» включил его в «Топ-100 ведущих мировых мыслителей» [2].

Формирование теории пришлось на 2000-е - 2010-е годы.

В 2005 году группа ученых из Университета Цинхуа под руководством Янь Сюэтуна обратилась к изучению интеллектуального наследия китайских мыслителей VIII в. до н.э. - III в. до н.э. В процессе работы были изучены идеи китайских философов, включая Конфуция, Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы. Результатом работы стало формирование представлений об универсальности древнекитайских философских концепций и возможности их использования для анализа актуальных международных проблем [1, 2].

Янь Сюэтун — противник создания «китайской школы» международных отношений. Разработка новых теоретических подходов происходила в рамках существующей школы политического реализма. Янь Сюэтун отмечал, что сегодня ни один из подходов в рамках реализма не дает исчерпывающего объяснения того, как будет происходить укрепление международных позиций Китая и как этот процесс повлияет на мировой порядок [2].

В итоге были объединены философские идеи Древнего Китая с теоретическими положениями политического реализма [1, 2].

В 2014 году были изложены основные положения теории морального реализма [2]; в 2015 году было опубликовано фундаментальное исследование «Смещение мировой силы: политическое лидерство и стратегическое соперничество» [1].

Основные исследовательские вопросы теории морального реализма [2]:

- при каких условиях возвышающееся государство может стать новой супердержавой?

- как будет происходить процесс перераспределения власти от существующей супердержавы к возвышающемуся государству?

Моральный реализм ориентирован на анализ взаимоотношений в паре «возвышающаяся держава — супердержава» и практически не затрагивает отношения между средними и малыми государствами [2].

Моральный реализм исходит из того, что основная задача внешней политики государства — реализация его национальных интересов. Соперничество держав является игрой с нулевой суммой: кто-то неизбежно окажется в проигрыше. Как следствие, неизбежен конфликт между существующей супердержавой и возвышающимся государством [2].

Одно из центральных понятий теории — совокупная мощь государства, которая высчитывается по формуле: СМГ = (ВС+ЭС+КС)ПС, где СМГ — совокупная мощь государства, ВС — военная сила, ЭС — экономическая сила, КС — культурная сила, ПС — политическая сила [2].

Политическая сила рассматривается через параллели с такими концепциями древнекитайских философов, как «добродетель», «доброжелательность», «путь» (дао) и «справедливость». Это позволяет рассматривать политическую силу в контексте моральных качеств политической элиты. Соответствие внешней и внутренней политики моральным нормам не только усиливает легитимность власти, но и увеличивает ее политическую силу [2].

Теория морального реализма говорит об универсальном моральном стандарте. Некоторые моральные принципы являются традиционными — соблюдение договоров, выплата долгов, почтительное отношений к главам государств; а некоторые — нововведенными (например, демократические принципы) [2].

«Моральность действий» выступает переменной, которая лежит в основе политической силы государства. Задача возвышающегося государства — способствовать распространению универсальных моральных принципов [2].

Теория морального реализма вводит четыре типа лидерства, которые отличаются по внешнеполитическим целям и инструментам достижения этих целей:

- пассивный лидер, у которого отсутствуют внешнеполитические амбиции и который избегает конфликтных ситуаций, в том числе в ущерб национальным интересам;

- консервативный лидер, стремящийся поддержать статус-кво и акцентирующий внимание на развитии торговли и сотрудничества, снижении напряженности;

- активный лидер, стремящийся к усилению статуса страны в мире политическими мерами;

- агрессивный лидер, использующий военные средства для достижения политических целей.

Согласно теории, наилучший вариант — активное лидерство, поскольку для него наиболее характерно моральное поведение.

Один из показателей моральной внешней политики — стратегическая надежность, выраженная в исполнении обязательств перед союзниками и партнерами [2].

Теория морального реализма разделяет современные национальные государства на две категории: государства с полным суверенитетом и полусуверенные государства [2].

Согласно теории, более могущественные страны должны брать на себя больше ответственности, а слабые — безоговорочно принимать сложившиеся нормы [2].

Теория морального реализма находится на начальной стадии развития. Критики обращают внимание, что теория недостаточно проработана, содержит в себе противоречия, не имеет четких определений ряда ключевых понятий [1, 2]. Тем не менее, моральный реализм предлагает оригинальное видение процесса трансформации мировой системы и места Китая в ней.

  1. Грачиков Е.Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям. / Е.Н. Грачиков / М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. - 304 с. - Текст: непосредственный
  2. Кривохинж С.В., Соболева Е.Д. Древность на службе современности: теория морального реализма Янь Сюэтуна и будущее мирового порядка / С.В. Кривохинж, Е.Д. Соболева // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т.61. - №11. - С. 76 - 84. - Текст: непосредственный


Обновлено: 21 мая 2024 г.