Колониализм, неоколониализм: цивилизаторская миссия


(англ. civilizing mission; фр. mission civilisatrice)

Совокупность взглядов и политических подходов, основанных на убежденности стран Запада в отсталости народов колонизированных территорий и необходимости помочь им в достижении аналогичного с Европой и США уровня общественно-политического и культурного развития; идеологическое основание колониальной и экспансионистской политики, основанное на убеждении Запада в своем превосходстве и «долге» принести цивилизацию в «отсталые регионы мира».

Концепция «цивилизаторской миссии» восходит к Древним Греции и Риму [5].

С началом колониальной экспансии европейцев в основе цивилизаторской миссии лежало католичество. Португалия и Испания вплоть до XVIII в. уделяли приоритетное внимание работе миссионеров [5].

В XIX в. - первой половине XX в. цивилизаторская миссия стала политическим обоснованием военного захвата странами Запада земель в Азии, Африке, Океании и Южной Америке. Цивилизаторская миссия — идеологическое обоснование существования колониальных империй, в границах которых происходило распространение политических и культурных стандартов метрополии при жесткой колониальной эксплуатации «отсталых» регионов [3].

В Европе как правило думали, что коренные народы необходимо обучать базовым навыкам и умениям и вести среди них просветительскую деятельность. Развитию идеи цивилизаторской миссии способствовали успехи западной цивилизации, вставшей в XIX в., как казалось, на путь безграничного прогресса, который стал признаваться единственно правильной линией развития человечества [5].

Образ цивилизаторской миссии был запечатлен английским писателем Р. Киплингом в стихотворении «Бремя белого человека» (англ. The White Man’s Burden), опубликованном в 1899 г. В стихотворении провозглашалась моральная обязанность белой расы перед остальным миром; призыв вести покоренные народы к свету в том числе с помощью грубой силы, если потребуется [2].

В Великобритании вклад в формирование концепции цивилизаторской миссии был сделан одним из идеологов либерализма Дж.С.Миллем (1806-1873 гг.). Он разделял все английские колонии на две категории: с населением, обладавшим «однородной цивилизацией» с метрополией (владения в Северной Америке и Австралии), и с населением, «далеким от такого состояния» (Индия) [3].

Идеолог колониализма Дж.Э.Фроуд (1818-1894 гг.) убеждал европейцев в том, что на их долю выпали те же функции по управлению «отсталыми» народами, которые ранее выполняла Римская империя [3].

В колониях, население которых было, по мнению англичан, не способно к самоуправлению, устанавливалось деспотичное внешнее управление. Считалось, что в соответствии с естественным порядком вещей отсталые народы («цветные») должны находиться под политической опекой цивилизованных народов («белых»). Важнейшая для Великобритании задача виделась в «правильной» организации управления «варварскими» народами. Как следствие, по отношению к Индии и другим колониям с неевропейским населением ни о каком равенстве не шло и речи [3].

Тем не менее, Великобритания не стремилась разрушить все, что не походило на порядки метрополии, а пыталась править колониями с учетом местной культуры [3].

Цивилизаторская миссия выступала основанием колониальной политики Франции, где эта концепция была популяризирована политическим деятелем Ж. Ферри (1832-1893 гг.).

В отличие от англичан, французы делали упор на культурных аспектах цивилизаторской миссии и абсолютной ассимиляции колониальных народов [5] (подробнее см. статью «Неоколониализм, Франция: международно-правовая ответственность за преступления колониального и неоколониального периода»).

Цивилизаторская миссия, преобразованная в форму либерального универсализма, основы которого были заложены Т. Джефферсоном, проявилась в политике США. Т. Джефферсоном полагал, что Америка должна служить ориентиром для всего мира. Либеральный универсализм США основывался на убежденности: все, что пригодно для Америки, годится для остального мира [3].

Цивилизаторская миссия заложила основы для формирования в западноевропейских обществах джингоизма (англ. jingoism) — формы шовинистского национализма, искренней убежденности в расовом и цивилизационном превосходстве и могуществе своей страны [3].

В XXI в. понятие «цивилизаторская миссия» время от времени употребляется в прессе в контексте внешней политики США и их союзников по распространению демократии и либеральных ценностей, а также западных стандартов прав человека [4].

МИД России неоднократно заявлял о преступлениях западных стран периода колониализма, об их моральной и материальной ответственности перед эксплуатированными странами и угнетаемыми народами, а также неприемлемости неоколониальных подходов в XXI в. [1].

См. также: Неоколониализм; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.); Франсафрика (внешняя политика Франции в отношении стран Африки, бывших колоний); Неоколониализм, Франция: беспорядки в Новой Каледонии (2024 г.); Неоколониализм, Франция: международно-правовая ответственность за преступления колониального и неоколониального периода

  1. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Санкт-Петербург, 7 июня 2024 года // МИД России: [сайт]. - 2024. - 7 июня. - URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1955037/
  2. Иваненко В. Бремя белого человека: в погоне за миражом / В. Иваненко // Россия в глобальной политике. - 2024. - Т. 22. - № 3. - С. 30–46. - Текст: непосредственный
  3. От мирового порядка к имперскому миропорядку / отв. ред. Ф.Г. Войтоловский, П.А. Гудев, Э.Г. Соловьев / М.: ИМЭМО РАН, 2005. - 204 с. - Текст: непосредственный
  4. Björkman B. «Western» Values and Civilizing Movement in the Contemporary International Society: A Quantitive Idea Analysis on U.S. Foreign Policy Intervention in Venezuela During the Maduro Regime / Lund University. Institution of Political Science, 2020. - 50 p. - Текст: непосредственный
  5. Collins M. Geographies of Empire: European Empires and Colonies c. 1880-1960 / Cambridge, 2009. - 692 p. - Текст: непосредственный


Обновлено: 18 июля 2024 г.