Конец истории: концепция «конца истории» Фрэнсиса Фукуямы


(англ. The End of History)

Гипотетическая точка развития, после которой в обществе больше не будет происходить значимых изменений, поскольку все идеологические споры будут разрешены. Согласно концепции Ф. Фукуямы, такой точкой может выступать окончательная победа либеральной демократии и рыночной экономики во всем мире.

Концепция «конца истории» имеет глубокие корни. Первоначальные представления об этом понятии относятся к трудам ранних христианских идеологов [2].

Современная дискуссия о «конце истории» получила начало с публикацией в 1989 году статьи «Конец истории?», а в 1992 году книги «Конец истории и последний человек» американского политолога Ф. Фукуямы [6, 7].

Ф. Фукуяма подчеркивал, что используемое им представление о конце истории не является оригинальным, поскольку ранее идеи о достижении некого общественно-политического идеала разрабатывались Г. Гегелем, К. Марксом и А. Кожевым [6].

Согласно Ф. Фукуяме, к началу 1990-х годов у либерализма не осталось политических альтернатив. В этой связи рубеж 1980-х - 1990-х годов рассматривается как «конец истории» — завершение идеологической эволюции человечества победой западного либерализма [6].

Это, однако, не означает завершение политических процессов в мире, поскольку либерализм победил только в сфере идей (идеологии). Тем не менее, в ситуации «конца истории» нет необходимости, чтобы либеральными были все общества. Достаточно, чтобы были забыты идеологические претензии на иные формы общественно-политической организации [6].

В ситуации «конца истории» конкуренцию либерализму способны составить лишь религиозный фундаментализм и национализм [6].

С точки зрения международных отношений ситуация «конца истории» предполагает доминирование западных либеральных идей; расширение глобального рынка, а также кратное снижение рисков начала масштабного межгосударственного конфликта [6].

В ситуации «конца истории» система международных отношений оказывается разделена на две части: одна — принадлежит истории (прежде всего развивающиеся страны), другая — постистории (прежде всего развитые страны). Сохраняется риск этно-национальных конфликтов. На повестке дня останутся терроризм, проблематика национально-освободительных движений. Однако все это не будет касаться государств, находящихся в постисторическом состоянии [6].

Смысл «конца истории» сводится к завершению крупных политических конфликтов, составлявших содержание исторического процесса [7].

За время Холодной войны страны Запада достаточно сблизились, чтобы стать основой нового мирового социально-политического и экономического устройства. Исчезновение идеологического противника позволило распространить либеральную демократию, рыночную экономику и идеологию «прав человека» на весь мир [7].

Ситуация постистории ведет к тому, что общество будет опираться исключительно на экономический расчет, бороться преимущественно с техническими проблемами, решать вопросы экологии и заниматься удовлетворением потребительского спроса [6].

Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы точно воспроизводит философию глобализма в наиболее законченной, последовательной и стройной форме [1].

В 2018 году Ф. Фукуяма обратил внимание, что запрос на признание групповой идентичности, сформировавшийся в западных обществах, может стать угрозой для либеральной демократии. Такой запрос нельзя удовлетворить экономически, что говорит о появлении новых «исторических» противоречий [5].

Ф. Фукуяма продолжает придерживаться своей концепции. В 2023 году он подтвердил, что мировое сообщество рано или поздно придет к «некоей версии либеральной демократии» [4].

Оппонентом концепции «конца истории» Ф. Фукуямы выступил американский социолог и политолог С. Хантингтон, предложивший теорию «столкновения цивилизаций», согласно которой доминирующим фактором мировой политики в конце XX - начале XXI века выступает рост конкуренции и конфликтности наций и групп, принадлежащих к разным цивилизациям.

В начале 2020-х годов сформировалась идея, согласно которой «конец истории» в международных отношениях завершился. История продолжилась в привычном для нее русле мировых потрясений, борьбы за выживание, жесткой конкуренции и соперничества [3].

См. также: Теория цивилизаций Самюэла Хантингтона: столкновение цивилизаций; Национализм; Фундаментализм

  1. Дугин А.Г. Международные отношения: парадигмы, теории, социология / М. Академический Проект. 2013. 348 с.
  2. Конец истории // Новая философская энциклопедия. ИФ РАН. - URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH754cab53b34c0953080a75
  3. Тимофеев И. «Конец истории» завершился возвращением к ее привычному течению // Ведомости. 30.12.2022. - URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2022/12/30/957697-konets-istorii
  4. Фукуяма счел «голосование ногами» подтверждением выводов «конца истории» // РБК. 06.08.2023. - URL: https://www.rbc.ru/politics/06/08/2023/64cf46889a7947450ee2f3b1
  5. Fukuyama F. Identity: The Demand for Dignity and the Politics of Resentment / Farrar, Straus and Giroux. 2018. p. 240
  6. Fukuyama F. The End of History? // The National Interest. Summer 1989. Pp. 3 - 18
  7. Fukuyama F. The End of History and the Last Man // The Free Press. 1992. p. 418


Обновлено: 2 февраля 2024 г.