Нарратив


(англ., фр. narrative, от лат. narare — рассказывать, повествовать)

Повествование о нескольких связанных между собой событиях, представленное в виде образов или слов. В широком смысле — рассказ о чем-либо. В политологии и международных отношениях — связанное описание политических действий, позволяющее понять суть процессов и оценить их.

Термин «нарратив» получил известность благодаря концепции «нарративной истории» А. Тойнби, в которой исторические события рассматривались как результат повествования и интерпретации. Человек, рассказывая об исторических событиях, воссоздает их последовательность, превнося в историю собственные ценности и оценки [6].

Нарративность — это компонент общественного взаимодействия, состоящий в том, что «кто-то рассказывает то, что что-то произошло». Культуры аккумулируют и транслируют собственный опыт и системы смыслов посредством нарративности, запечатленной в мифах, легендах, сказках, шутках, анекдотах, романах, общественно-политических выступлениях, коммерческой рекламе и т.д. Способность быть носителем культуры неотделима от знания смыслов ключевых в данной культуре повествований [1].

Термин «нарратив» широко используется в социально-гуманитарных науках [1].

Нарратив выступает смыслообразующим элементом политической коммуникации [7]. Политические события, охваченные нарративом, формируют устойчивые смысловые связи. При отсутствии нарратива человек теряет сюжет, лишается возможности понимать политический процесс [5].

Политический нарратив представляет собой текст, содержащий ключевые концепты, необходимые для формирования конструкций, используемых в политических дискуссиях, выступлениях и документах. Нарратив создает ясный, простой и доступный для понимания текст. Свойство нарратива — его «объяснительность», возможность увидеть целостную картину, предлагаемую рассказчиком [7].

Нарратив упрощает реальность, обеспечивая доступность любой истории для понимания широких слоев общества. Нарратив нередко придумывает (конструирует) историю, подгоняя под выгодную интерпретацию событий реальные факты [7].

В политологии существует множество видов политических нарративов, среди которых [4, 7]:

- личностные нарративы, выполняющие презентационную функцию и создающие имидж политика;

- идеологические нарративы, представляющие собой идеи или доктрины, лежащие в основании идеологии политической группы или страны;

- событийные нарративы, обосновывающие принятый политический курс и объясняющие сложившиеся политические ситуации;

- онтологические нарративы, выступающие объяснительными конструкциями для людей и позволяющие вписать собственные действия в текущий контекст;

- общественные нарративы, представляющие собой систему общественных убеждений. Их особенность — способность быстро изменяться (в течение нескольких лет или даже месяцев) и приспосабливаться к любым общественно-политическим изменениям;

- мета-нарративы, представляющие собой «большие истории», в которые встроены все люди как участники исторического процесса. Такие нарративы существуют и оказывают влияние на жизнь людей на протяжении десятилетий (капитализм, коммунизм, холодная война и т.п.).

Нарративы не просто передают общественно-политическую информацию, но и обеспечивают появление новых смыслов [5].

Пример конкурирующих нарративов, повествующих об одном и том же событии — освещение событий Второй мировой войны. В учебниках истории разных стран события Второй мировой войны нередко описаны по-разному, несмотря на то, что этот период истории очень подробно задокументирован. Принятый в той или иной стране нарратив позволяет не воспроизводить в символических конструкциях значительную часть информации, но и не отрицать ее [5].

В XXI веке произошло формирование «тоталитаризма медийного нарратива» — распространяемой в СМИ и социальных сетях интерпретации реальности, претендующей на неоспоримость. «Тоталитаризм медийного нарратива» сложился в странах Запада, которые изображают Россию в виде агрессора и захватчика, зачищая медиапространство от иных точек зрения. «Тоталитаризм медийного нарратива» также подавляет принципы демократического политического устройства [2].

МИД России неоднократно подчеркивал, что страны Запада целенаправленно следуют практике тотальной зачистки информационного пространства от любых альтернативных западным нарративам точек зрения, что выступает примером вырождения демократических обществ в странах «коллективного Запада» [3].

  1. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX - XXI вв.): Политическая теория и международные отношения / Т.А. Алексеева. - Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2016. - 623 с. - Текст: непосредственный
  2. Власть нарратива: Россия и Запад в психологическом ракурсе // Психологическая газета: [сайт]. - 2022. - 8 апреля. - URL: https://psy.su/feed/9888/
  3. Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой в связи с очередным актом цензуры ЕС в отношении российских СМИ // МИД России: [сайт]. - 2024. - 17 мая. - URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1951413/
  4. Кудрявцева З.Г. Виды нарративов в политическом дискурсе / З.Г. Кудрявцева // Актуальные вопросы современной филологии и журналстики. - 2021. - №4(43). - С. 142 - 146. - Текст: непосредственный
  5. Мусихин Г.И. Нарратив как смыслообразующий элемент политической символизации / Г.И. Мусихин // Вопросы теоретической экономики. - 2024. - №2. - С. 116 - 133. - Текст: непосредственный
  6. Обдалова О.А., Левашкина З.Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности / О.А. Обдалова, З.Н. Левашкина // Язык и культура. - 2019. - №48. - С. 332 - 348. - текст: непосредственный
  7. Шейгал Е.И. Многоликий нарратив / Е.И. Шейгал // Политическая лингвистика. - 2007. - №2 (22). - С. 86 - 93. - Текст: непосредственный


Обновлено: 11 июня 2024 г.