Главная → Дипломатический словарь
Идеологическая доктрина и политическое движение, основанное на признании этнической и культурной близости, общности исторических судеб африканских народов и направленное на их сплочение в борьбе против расизма, колониализма и неоколониализма [2].
Панафриканизм зародился в конце 19 - начале 20 веков в среде интеллигенции африканских диаспор США и Вест-Индии, основавших в 1897 году в Лондоне Африканскую ассоциацию [1].
В 1900 году по инициативе Г. Силвестер-Уильямса, юриста с о. Тринидад, состоялась Лондонская конференция, участники которой осудили колониальную политику европейских держав и призвали к солидарности африканских. диаспор в различных странах мира с народами Африки.
В формировании идеологии панафриканизма большую роль сыграл Эдуард Уилмот Блайден (1832-1912), писатель, журналист, дипломат и политик Африканский просветитель был убежден в необходимости «духовной деколонизации» континента, развитии национальной культуры и ввёл такие понятия, как «культурный национализм», «африканский социализм», «африканская личность» [4]. Концепцию Панафриканизма развивали также Маркус Гарви (1887-1940), основатель Всемирной ассоциации по улучшению положения негров (UNIA), Джордж Пэдмор (1902-1959), политический деятель и советник К. Нкрумы (1957–59) и др. Среди более поздних последователей панафриканизма - Дж. Э. Кейси Хейфорд (1866-1930) из Золотого берега (современная Гана), а также африканские политические лидеры: Ннамди Азикиве - первый президент Нигерии (1904-1996), Кваме Нкрума - первый президент Ганы (1909-1972), Леопольд С. Сенгор - первый президент Сенегала (1906-2001), Ахмет Секу Туре - первый президент Гвинеи (1922-1984). К числу панафриканистов также относился и ливийский лидер Муаммар Каддафи.
1-й панафриканский конгресс состоялся в 1919 в Париже. В его работе приняли участие 57 представителей из 15 стран, в том числе 12 африканцев представляли девять стран. Председательствовал на заседаниях депутат французского парламента сенегалец Блез Диань. Конгресс впервые выдвинул развернутую политическую программу от имени всех африкано-американцев и африканцев, в том числе призвал Парижскую мирную конференцию разработать кодекс законов в защиту интересов африканцев. В резолюциях были сформулированы принципы управления коренным населением Африки. Землю и природные богатства предлагалось использовать в интересах африканцев, инвестирование иностранного капитала регулировать таким образом, чтобы предотвратить эксплуатацию африканцев и истощение природных богатств. В резолюциях содержались призывы покончить с рабством, запретить принудительный труд и телесные наказания, предоставить право всем детям в колониях учиться читать и писать на родных языках и на языках метрополий, причем за общественный счет.
Требования последующих трех панафриканских конгрессов, проходивших в столицах стран-метрополий, немногим отличались от программы, выдвинутой на первом.
На 5-м панафриканском конгрессе, проведённом в Манчестере (Великобритания) в 1945 году, была разработана программа достижения политической независимости африканских стран. Активное участие в конгрессе принимали У.Дюбуа, К.Нкрума, Н.Азикиве, Дж.Кениата и ряд представителей африканского освободительного движения. В дальнейшем организационная деятельность панафриканистов была перенесена главным образом на Африканский континент.
В условиях нарастания национально-освободительного движения в 1950-х – нач. 1960-х гг. усилилось влияние идеи Панафриканизма об общеафриканской солидарности. Она была воплощена в жизнь после завоевания большинством африканских государств политической независимости и создания в 1963 году Организации африканского единства (ОАЕ). В 1974 году в г. Дар-эс-Салам (Танзания) участники 6-го панафриканского конгресса выступили за прекращение эксплуатации западными странами природных и человеческих ресурсов Африки.
В 2002 году на базе ОАЕ был создан Африканский союз (АС), поставивший целью дальнейшее расширение политической и экономической интеграции африканских государств. На конференции «Панафриканизм для нового поколения», прошедшей в 2011 году в Оксфорде (Великобритания), было озвучено определение Панафриканизма как организуемого в масштабах всего Африканского континента движения в защиту коренных народов, выживанию которых угрожает разрушение их природной среды обитания.
Российские эксперты отмечают, что активность России в Африке должна быть ориентирована на обеспечение системного присутствия на континенте, способствовать укреплению африканского единства и интеграции, что превращало бы Африку в субъект полицентричного мира в рамках Мирового большинства. В этой связи изучения требуют идеи панафриканизма и их развитие на современном этапе [3].
См. также: Африканский ренессанс; Африка: африканский социализм; Африканский союз (англ. – African Union); Афроцентризм; Неоколониализм; Организация африканского единства (ОАЕ), англ. - Organization of African Unity, франц. - Organisation de l’unité africaine; Панафриканизм
Обновлено: 16 июля 2024 г.