Панславизм


Общественно-политическое течение, зародившееся в XIX веке и основанное на представлениях об этнокультурной общности и единстве исторических судеб славянских народов, необходимости их объединения для совместного решения национальных, общественно-политических и духовных проблем.

Предтеча панславизма – хорват Ю. Крижанич, приехавший ко двору царя Алексея Михайловича (1645–1676 годы) и выдвинувший идею славянского единения [4].

Впервые термин «панславизм» был использован в 1826 году словацким проповедником Я. Геркелем, который доказывал необходимость создания общеславянского языка [2].

Общественно-политическое течение панславизма возникло в начале XIX века в Чехии и Словакии, входивших в то время в состав Австрийской империи [3].

Панславизм стал проявлением Славянского возрождения (кон. XVIII – кон. XIX вв.) – общественно-культурного движения славянских народов (чехов, словаков, словенцев, сербов, хорватов и болгар). Славянское возрождение – часть общеевропейского процесса становления современных наций; оно включало в себя формирование чувства общей этнической принадлежности, национального самосознания и важности освобождения от власти Османской и Австрийской империй [6].

В 1830-е годы панславизм был генетически связан с пангерманским движением. Панславизм копировал идеи немецких патриотов, призывавших к объединению «немецких народов» на основе общего языка и культурных ценностей [2].

В 1848 году в Праге состоялся первый Славянский съезд – конгресс представителей славянских народов и государств [3].

В Австро-Венгрии в качестве альтернативы панславизму была выдвинута концепция австрославизма, предусматривающая благоденствие славянских народов без их отделения от государства [4].

Марксисты относились к панславизму отрицательно, отказывая в праве на самоопределение большинству славянских народов [4].

Несмотря на общность терминологии, панславизм в России, на Балканах, в Центральной Европе и на Западе развивался разными путями. Его сторонников объединяла лишь идея исторической и культурной общности славянских народов, однако каждая из моделей панславизма имела уникальные особенности, отличаясь по целям, интересам и ценностным ориентирам [2].

Концепции панславизма проникли в Россию в начале XIX века. Идеи создания славянской федерации лежали в основе декабристского Общества соединенных славян и Кирилло-Мефодического общества [3]. Панславизм выступил частью славянофильства [5].

Популяризация панславизма в России произошла в ходе Крымской войны (1853– 1856 гг.), когда был выдвинут тезис о том, что романо-германский и греко-славянский «миры» различаются по религиозному, гражданскому и «нравственному» характеру и исторически враждебны друг другу [3].

Центрами панславизма стали Московский (1858 год) и С.-Петербургский (1868 год) славянские благотворительные комитеты, созданные для помощи славянским народам Османской и Австрийской империй [3].

Теории «славянской взаимности» также развивали либералы (идея славянской демократической федерации А.Н. Пынина) и революционные демократы (идеи славянского федерализма А.И. Герцена и М.А. Бакунина) [3].

В начале XX века сформировался неославизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежало понимание славянства как этнополитической и этнокультурной общности. Неославизм выступил попыткой решить сложнейший комплекс противоречий, существовавших в славянском мире, придать реальные очертания идее славянской общности посредством взаимодействия общественности и государственных институтов [1].

В годы Первой и Второй мировых войн панславизм стал противовесом германскому национализму [4]. В годы Первой мировой войны идеи панславизма использовались для укрепления морального духа армии и тыла [5].

В годы Второй мировой войны идеи панславизма легли в основу деятельности антифашистской общественной организации «Всеславянский комитет» [3].

Несмотря на попытки сблизить народы, конкуренция и взаимное недоверие между различными славянскими центрами не позволили сформировать единое панславянское движение [2].

В XXI веке идеи панславизма не имеют широкого распространения [4], тем не менее почвой для их возрождения выступает возможность развития экономического и культурного сотрудничества славянских стран [5].

  1. Неославизм // Большая российская энциклопедия. – URL: https://bigenc.ru/c/neoslavizm-2c0473
  2. Павленко О.В. Панславизм и его модели / О.В. Павленко // Новая и новейшая история. – 2016. – №5. – С. 3–15
  3. Панславизм // Большая российская энциклопедия. – URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2702844
  4. Панславизм // Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека ФИ РАН. – URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH011d9ed86e4e9aaea3a95b1d
  5. Панславизм // Энциклопедия. Министерство обороны Российской Федерации. – URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=8524@morfDictionary
  6. Славянское возрождение // Большая российская энциклопедия. – URL: https://bigenc.ru/c/slavianskoe-vozrozhdenie-1bcdb5


Обновлено: 23 июля 2024 г.