Политический реализм


Одно из ключевых направлений в теории международных отношений и политической философии, основанное на утверждении, что государства являются основными действующими лицами на международной арене, они стремятся реализовать национальные интересы и выстроить систему баланса сил, стремятся к власти. Характерной чертой политического реализма является скептическая оценка возможности регулировать отношения между государствами с помощью норм морали или права. Реалисты полагают, что международная политика и отношения между государствами конфликтны по своей сути и анархичны, т. к. над государствами нет никакой верховной власти. Наиболее известные представители теории политического реализма: Г. Моргентау, Э. Карр, Р. Нибур, Р. Лебоу. В теории международных отношений реализм противостоит идеализму или либерализму, в политической философии и этике – теории справедливой войны и пацифизму [2].

Так, например, одним из основоположников политического реализма стал американский ученый немецкого происхождения Ганс Моргентау (1904-1980), теоретик политической философии, занимавший посты советника при администрациях президентов США Дж. Ф. Кеннеди и Л. Джонсона [1]. Г.Моргентау полемизировал с идеалистским, или либеральным, направлением в теории международных отношений, представители которого видели надежду предотвращения крупных войн в коллективных действиях, создании международных организаций и проведении миротворческих конференций. Реалисты в ответ выражали сомнение в эффективности коллективной моральной критики войны. Человек, согласно их представлениям, может действовать, соблюдая нравственные запреты, но государства никогда или почти никогда не способны на это. Государства агрессивны по своей природе, кроме того, на конфликты и войны следует смотреть прагматически – иногда война оказывается лучшим средством решения политических проблем [1].

Уже первое издание в 1948 г. книги Г.Моргентау "Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир" ("Politics among Nations. The struggle for Power and Peace") вызвало широкий интерес в научной и политической среде. Впоследствии книга многократно переиздавалась и была переведена на ряд языков. Моргентау полагает, что политическая теория должна строиться с учётом знаний о природе человека. Заблуждением будет считать человека исключительно рациональным и способным рационализировать сферу политических отношений. Моральные принципы никогда не могут быть соблюдены полностью, но к ним можно приблизиться через баланс интересов, который, тем не менее, всегда является временным [1].

Не все представители политического реализма отрицают наличие предписывающей этики в международных отношениях [3]. Следует проводить различие между классическим реализмом, представленным такими теоретиками двадцатого века, как Рейнхольд Нибур и Ганс Моргентау, и радикальным или экстремальным реализмом. Хотя классический реализм подчеркивает концепцию национальных интересов, это не доктрина Макиавелли, согласно которой любые политические действия оправдывается соображениями государства. Он также не предполагает прославления войны или конфликта как средства решения политических проблем. Классические реалисты не отвергают возможность морального суждения в международной политике [3].

Термин «политический реализм» и сама теория появились в 30-х гг. 20 в., однако близкие реализму идеи можно найти уже в "Истории Пелопоннесской войны" древнегреческого историка Фукидида, взглядах итальянского политического мыслителя Н. Макиавелли, английского философа Т. Гоббса с его теорией естественного состояния, его соотечественника Д. Юма, отстаивавшего теорию политического равновесия, немецкого генерала К. фон Клаузевица и др. Американский теолог Р. Нибур уже в 1932 г. в своей книге "Моральный человек и аморальное общество" выступает с резкой критикой пацифизма идеалистов и их близорукости перед лицом надвигающейся опасности фашизма. Относительно самостоятельной ветвью данного направления политической мысли в начале Второй мировой войны становится геополитика (Н. Маккиндер, Н. Спайкмен, А. Мэхэн и др.).

Последовательным представителем политического реализма был Г.Киссинджер (1923-2023), исследования которого можно считать интеллектуальным продолжением классической традиции политического реализма. Ученый считал, что в мире принципиально ничего не изменилось со времен Фукидида и Никколо Макиавелли: военные и экономические возможности государства по-прежнему определяют его внешнюю политику, а международные институты второстепенны и неустойчивы. При этом каждое государство стремится к реализации собственных национальных интересов, чтобы выжить в агрессивном мире, зачастую не считаясь с моральными принципами.

Следует также отметить связь теории политического реализма с философией Ф.Ницше, его идеей о "воли к могуществу/власти" и в целом со специфическим "фаустовским" (Освальд Шпенглер) мироощущением лиц Западной цивилизации.

Растущая напряженность в отношениях между сверхдержавами возродила реалистско-идеалистические дебаты в XXI веке и привела к возрождению интереса к теории политического реализма [3].

  1. Моргентау Ганс // Большая российская энциклопедия. – URL: https://bigenc.ru/c/morgentau-gans-9b85f7
  2. Политический реализм // Большая российская энциклопедия. – URL:https://bigenc.ru/c/politicheskii-realizm-e1262a
  3. Political Realism in International Relations // Stanford Encyclopedia of Philosophy. – URL: https://plato.stanford.edu/entries/realism-intl-relations/


Обновлено: 30 ноября 2023 г.