Посткапитализм


В широком смысле — любая форма общественно-экономического устройства, следующая за капитализмом.

В узком смысле:

- стадия развития общества, в рамках которой происходит трансформация общественно-экономической структуры, капитализм становится более гибким и индивидуализированным, используются новые способы социального контроля.

- интеллектуальное движение, включающее в себя идеи «базового дохода», «посттрудового общества», открытости границ, личностной самореализации, индивидуальной свободы для реализации потенциала человека и т.д.

Один из авторов концепции посткапитализма П. Мейсон определяет капитализм как комплексную, приспосабливающуюся систему, чьи способности к адаптации достигли предела [2].

Кризис капитализма связан с ростом значения информации в экономике; увеличением социального неравенства как в развивающихся, так и в наиболее развитых странах; нестабильной занятостью и ухудшением условий труда работников (появлением т.н. прекариата); развитием высоких технологий и связанным с этим ростом «технологической безработицы» [1].

Посткапитализм как идея не является чем-то принципиально новым, выступая преемником интеллектуальных движений, критиковавших капитализм и рассуждавших о движении к бесклассовому обществу [1].

Особенностью современности выступает то, что значительная доля представителей левых политических движений включена не в парадигму классовой борьбы, а в парадигму борьбы со «структурами государства», «институциональным расизмом», «мачизмом» и т.п., требуя формирование рабочих мест для меньшинств [3]. Экономический рост в современной неолиберальной экономике при этом стимулируется за счет наплыва дешевой рабочей силы. Парадокс заключается в том, что левые защищают сохранение низкооплачиваемых и неквалифицированных рабочих мест, фактически, поддерживая капиталистов [1].

Посткапитализм выступает подходом к обновлению общественно-экономического порядка [3]. Эта идея реагирует на расхождение между объективными предпосылками преодоления капиталистического общества и тем, что левый мейнстрим движется в сторону борьбы за рабочие места любой ценой, цементируя существующее капиталистическое общество [1].

Использование термина «посткапитализм» обусловлено стремлением обойти стороной ассоциации, вызываемые терминами «социализм» или «коммунизм». Дискурс посткапитализма представляет собой соединение марксистских идей и современной критики общественно-экономических отношений [1].

Основные элементы дискурса посткапитализма [1]:

- противодействие конструированию негативных социальных представлений о тех, кто не желает работать (не видит смысла в работе, хочет сам ставить перед собой цели, заниматься свободным творчеством и т.п.). Дальнейший общественный прогресс связан с освобождением от труда, поиском равновесия между трудом и досугом;

- текущая общественно-экономическая ситуация связана с отсрочкой наступления массовой безработицы посредством создания «никому не нужной работы» (англ. bullshit jobs). Реальный прогресс связан с постепенным сокращением рабочей недели вплоть до установления свободы не работать вообще;

- повышение роли творчества и знаний в экономике;

- рост числа работников, предпочитающих работать удаленно или вовсе не иметь стабильной работы, что ведет к освобождению от прямого бюрократического надзора. Такие работники рассматриваются как потенциальные субъекты посткапитализма;

- посткапиталистическая экономика рассматривается как экономика сетевого взаимодействия и сотрудничества, свободного обмена информацией и самоорганизации.

Становление посткапитализма предполагает общественные изменения, которые бы преобразовывали сущность системы [1]:

- введение «безусловного дохода» — ежемесячного пособия, способного покрыть базовые расходы всех без исключения граждан;

- сокращение рабочей недели до трех или четырех дней;

- ограничение авторского права для свободного обмена знаниями и т.д.

Предполагается, что капитализм будет преодолен за счет более динамичных подходов к организации жизнедеятельности, которые уже существует в рамках системы [2].

В политической жизни стран мира все чаще появляются заявления о попытках использовать инструменты посткапитализма для более динамичного развития общества и экономики:

- эксперименты с введением безусловного базового дохода проводятся в Германии, Великобритании, Швейцарии. В прессе идет обсуждение возможности введения «безусловного дохода» в России.

- еще в 1950-е годы в США звучали заявления, что технологическое развитие станет причиной неизбежного перехода к четырехдневной рабочей неделе [2]. С сентября 2023 года в Германии начался проект по переходу на четырехдневную неделю, в котором принимают участие 50 компаний.

- получает оформление концепция «ноономики» — экономического уклада, при котором важнее удовлетворение духовных, а не материальных потребностей.

В международных отношениях необходимость поиска модели посткапитализма связана с рисками, которые несет неолиберальный уклад общественно-экономических отношений. Неолиберализм превратился в систему, запрограммированную на повторные катастрофические сбои. Как следствие, он не может выступать полноценным механизмом глобального развития [4].

Существуют объективные риски, что посткапитализм теоретически может иметь все признаки предсказанного постмодернистами концлагеря, например, «электронно-медицинского».

Очевидно, что дискурс посткапитализма возник вследствие ряда трендов мирового развития: неолиберальной экономической политики, глобализации и перехода к Четвертой технологической революции, которая предполагает стирание граней между физическим, биологическим и цифровым мирами. Продолжается разрушение основ традиционного общества в условиях слома «общественного договора», сформированного по окончании Второй мировой войны и предполагающего социально ориентированную экономику. Исторический опыт Запада показывает, что для преодоления системного кризиса на рубеже XIX - XX веков ему понадобились две мировые войны и «вызов Советского Союза», уже не говоря об экспериментах с фашизмом/нацизмом. Пока трудно предположить, каким будет исход сейчас, хотя нельзя сбрасывать со счетов дисциплинирующее воздействие на западные элиты опыта Мирового большинства, что будет подталкивать их к рациональным решениям. Многое будет зависеть от трансформации западных элит, ставших космополитичными и оторвавшихся от большинства коренного населения своих стран, связанного национальной идентичностью и историей. В этой связи наиболее уместное определение состояния западного общества — коллективная «веймаризация» — ситуация, когда демократия перестает работать в интересах элит, что вынуждает эти элиты искать выход в установлении тоталитарного контроля над населением.

Формирование новых оснований мирового развития может послужить одной из мотиваций самоорганизации и сплочения незападных стран или Мирового большинства, открыть простор для творчества России и других ведущих незападных стран.

  1. Давыдов Д.А. Есть ли смысл в концепте посткапитализма? // Дискурс-Пи. №2 (31). 2018. С. 114 - 122
  2. Мейсон П. Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему / М.: Ад Маргинем Пресс. 2016. 416 с.
  3. Фишман Л.Г. Посткапитализм и последняя (анти)утопия нашего времени // Полития. №2 (97). 2020. С. 40 - 53
  4. Mason P. The end of capitalism has begun // The Guardian. 17.07.2015. - URL: https://www.theguardian.com/books/2015/jul/17/postcapitalism-end-of-capitalism-begun


Обновлено: 6 декабря 2023 г.