Постмодернизм


(от лат. post — после; modernus — современный)

Интеллектуальное течение второй половины XX — начала XXI века, затрагивающее философию, искусство, литературу, архитектуру, а также гуманитарные науки, включая политическую мысль. Постмодернизм скептически относится и отрицает идеалы модернизма, такие как рационализм, веру в прогресс, авторитет науки и знания.

Постмодернизм предполагает переворот представлений, сформированных модернизмом в период Нового времени (XVI/XVII - нач. XX вв.). Он основан на утверждении, что человечество вошло в эпоху, обладающую характеристиками, которые принципиально отличаются от прошлого опыта [4]. Идеалы модерна включают веру в прогресс, оптимизм, рациональность, а также стремление к абсолютному знанию в науке, технике, обществе и политике. Постмодерн же говорит об исчерпанности прогресса и усталости общества, пессимизме, иррациональности и разочаровании в идее абсолютного знания [1].

В научный оборот термин «постмодернизм» вошел в середине 1950-х годов, хотя в отдельных работах использовался с 1870-х годов [1, 5].

Основные установки постмодернизма [1]:

- утверждение, что общество, культура и образ жизни в наши дни существенно отличаются от предыдущих эпох;

- внимание к вопросам развития СМИ, общества потребления и информационных технологий;

- предположение, что достигнутый на сегодня уровень технического и общественного развития оказывает влияние на понимание смысла тех или иных действий, идентичности и даже самой реальности;

- уверенность, что методы анализа общественно-политической ситуации, применяемые ранее, утратили свою актуальность. Необходимо разработать новые подходы и новый словарь для понимания мира.

Эпоха постмодерна характеризуется резким ростом культурного и социального многообразия, отходом от унификации и от принципов экономической целесообразности, возрастанием многовариантности прогресса, отказом от принципов массового социального действия, формированием новой системы стимулов и мотивов деятельности человека, замещением материальных ориентиров культурными и т.д. Производство трактуется как создание знаковых, или символических, а не материальных ценностей [5].

Постмодерн означает утрату Западом доминирующих позиций в мировой экономике и политике, отказ от идеи национального государства в западном понимании и выдвижение на первый план социокультурных моделей, характерных для других регионов мира [5].

Постмодернизм использует терминологию, которая позволяет по-новому взглянуть на общественно-политическую жизнь.

Понятие «нарративность» (повествование) означает фундаментальный компонент социального взаимодействия, состоящий в том, что «кто-то рассказывает кому-то, что что-то произошло». Культуры транслируют собственный опыт и системы смыслов посредством нарративности, которая играет роль своеобразной линзы, формирующей смыслы происходящего [1].

Французский философ Ж.-Ф. Лиотар констатировал конец эпохи «великих повествований» («метанарративов»), которые ранее претендовали на роль глобальной репрезентации истории человечества (прогресс, социальная эмансипация, коммунизм и т.д.). Вместо «метанарративов» глобальное общество стало опираться на множество отдельных «дискурсов», «малых повествований». Исчезла сама возможность говорить о каком-либо магистральном пути развития человечества.

Понятие «деконструкции», разработанное французским философом Ж. Деррида, отвергает возможность мышления четко очерченными понятиями и возможность установления какого-либо конечного смысла любого высказывания или текста. Деконструкция позволяет найти новые интерпретации, разбирая и вновь собирая текст, отмечая особенности его понимания в разных культурах [1].

Феномен «гиперреальности» был описан французским социологом и философом Ж. Бодрийяром. «Гиперреальность» — виртуальная реальность, создаваемая СМИ, в которой полностью исчезает различие между реальным и воображаемым. Центральное место в «гиперреальности» занимает понятие «симулякр», что можно понять как репрезентацию несуществующего, копию без оригинала, вымысел, претендующий на замещение реальности [1].

В политике и международных отношениях постмодернистские подходы нашли проявление в ситуации, когда базовые нормы международного права стали применяться выборочно, в зависимости от текущих политических потребностей и конкретной ситуации. Внешняя политика стала восприниматься прежде всего как технический механизм по обслуживанию ближайших экономических интересов. Качеством внешней политики стал эклектизм, проявившийся в многочисленных случаях использования двойных стандартов [2].

Постмодернизм в политике и международных отношениях отразил усталость западного общества от мобилизационной дисциплины и жесткого рационализма эпохи модерна, а также утомление международного сообщества жесткой иерархией и дуализмом времен холодной войны [2].

Постмодернизм в том числе стал реакцией европейской левой политической мысли на тот факт, что вся европейская культура не смогла послужить гарантией от фашистского (нацистского) эксперимента и его ужасов. Соответственно, постмодернисты видели решение проблемы в исключении любых форм детерминирования и объективирования человека, вплоть до «человека без содержания» Дж. Агамбена. Как ни относиться к постмодернистской философии, именно ее категории наиболее адекватно и полно описывают состояние современного западного общества, начиная с американского [6].

Как главное направление борьбы с проявлениями тоталитаризма постмодернисты стремятся разрушить метанарратив как таковой, а с ним постулат о наличии общей для всех истины, утверждая право каждого на свою правду. В литературе это означает отрицание логоцентризма Нового времени, то есть повествования с определенной нравственной позицией автора. В данном отношении предшественником постмодернистов был Ф.М. Достоевский с его полифоническим романом [3].

В 2010-е годы в политической сфере началось возрождение ряда параметров эпохи модернизма. Появились предположения о постепенном завершении эпохи постмодерна и начале неомодернистского периода в международных отношениях [2].

См. также: Симулякр

  1. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX - XXI вв.): Политическая теория и международные отношения / Т.А. Алексеева. - Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2016. - 623 с. - Текст: непосредственный
  2. Кортунов А. От постмодернизма к неомодернизму, или воспоминания о будущем // Россия в глобальной политике: [сайт]. - 2017. - URL: https://globalaffairs.ru/articles/ot-postmodernizma-k-neomodernizmu/
  3. Крамаренко А.М. Смерть метанарратива, или Vive la differance!: долгие проводы XX века // Российский совет по международным делам: [сайт]. - 2019. - 15 января. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/podvodya-itogi-2018-goda/
  4. Модернизм // Новая философская энциклопедия. ИФ РАН: [сайт]. - URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0c180709923b860d63380c
  5. Постмодерн, постсовременность // Новая философская энциклопедия. ИФ РАН: [сайт]. - URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH985c351899c0426f945098
  6. Хаустов Д.С. Лекции по философии постмодерна (ЛекцииПРО) / Д.С. Хаустов. - Москва: РИПОЛ классик, 2018. - 288 с. - Текст: непосредственный


Обновлено: 6 февраля 2024 г.