Главная → Дипломатический словарь
(от позднелат. encyclica — «послание»; от греч. kyklos – круг)
Документ Римской католической церкви, представляющий собой послание Папы Римского католическому духовенству, всем католикам мира и человечеству, посвященный вопросам религиозной доктрины, морали, а также наиболее актуальным общественно-политическим проблемам.
С древних времен используется обращение в титульной части энциклики «Urbi et orbi», что означает «Городу и кругу земель» — под Городом подразумевается Рим.
В Римской католической церкви энциклики получили широкое распространение с XIX века [3]; имеют характер литературно-богословского исследования или научно популярного трактата [1]. Нередко они несут политический характер, демонстрируя реакцию Святого Престола на состояние международных отношений и на внутриполитические проблемы государств.
В конце XIX - начале XX века общественно-политическая проблематика энциклик касалась социальных изменений в Европе и сокращения влияния церкви. Энциклика Папы Льва XIII «Immortale Dei» (1885 год) посвящена изменениям в западноевропейском обществе, произошедшим в XIX веке. Папа раскритиковал теорию общественного договора и подчеркнул, что, согласно вероучению, источником и основанием власти является Бог, а не народ, которому философы ложно приписали право на установление государственной власти и законов [7].
Энциклика «Vehementer Nos» (1906 год) Папы Пия X осудила принятые во Франции законы об отделении церкви от государства, а энциклика «Gravissimo officii munere» (1906 год) призвала отказаться от любых компромиссов с «безбожной (атеистической) властью» [9].
Энциклика «Ad Catholici Sacerdotii» (1935 год) Папы Пия XI демонстрировала обеспокоенность последствиями социально-экономических потрясений начала XX века. Отмечено, что священнослужители призваны вносить вклад в разрешение и смягчение общественных конфликтов. Самой серьезной ошибкой священника выступает попытка заняться какой-либо деятельностью, выходящей за рамки традиционного служения [4].
Приближение Второй мировой войны нашло отражение в энциклике Пия XI «Mit Brennender Sorge» (нем., «C oгромной обеспокоенностью»), составленной одновременно с энцикликой «Divini Redemptoris» (1937 год) [8].
Энциклика «Divini Redemptoris» осуждает коммунизм, что, в принципе, неудивительно с учетом того, что Имперский Конкордат (договор между нацистской Германией и Святым Престолом, 1933 год) определил статус Ватикана в Третьем рейхе, положив конец ущемлению прав католиков в Германии. В энциклике, в частности, говорится:
«По сути, наиболее упорные враги Церкви, что ведут из Москвы борьбу против христианской цивилизации, сами свидетельствуют своими непрестанными нападками, словом и делом, о том, что по сей час Папство продолжает верно защищать святилище христианской религии и чаще и действенней, нежели любая другая общественная власть на земле, привлекает внимание общества к угрозе коммунизма».
Кроме того, приход Гитлера к власти был связан с пронацистской позицией католической партии Германии «Zentrumspartei». В дальнейшем Ватикан фактически открыто принял нацизм. После войны Ватикан организовал «монастырскую дорогу» для нацистов, помогая их бегству в Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Чили, Египет и на Ближний Восток.
Энциклика «Ad Petri Cathedram» (1959 год) папы Иоанна XXIII, гласящая о необходимости обновления (ит. aggiornamento) современных церковных практик, заложила основы раскола католического мира на традиционных католиков и «обновленцев», принявших решения Второго Ватиканского Собора, работа которого продолжалась с 1960 года по 1962 год — подготовительный период; с 1962 года по 1965 год — заседания. Прелаты католической Церкви пришли к выводу о необходимости отказа от латыни как языка церковного богослужения и перевода священных текстов на национальные языки. Была сокращена продолжительность мессы (в среднем, не более 1 часа), введены другие инновации. Католики-традиционалисты не приняли перемен, сохранив латынь как язык богослужения.
Период Холодной войны нашел отражение в энциклике «Pacem in Terris» (1963 год) Иоанна XXIII. Папа призвал к всеобщему соблюдению прав человека, обеспечению экономических и политических прав; выступил с призывом к миру во всем мире, подчеркнув, что отношения между государствами должны формироваться в соответствии с диктатом истины, справедливости, сотрудничества и свободы [11].
Окончание Холодной войны отразилось в энциклике Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991 год), где было заявлено о неудаче марксистского эксперимента в Европе. Однако в документе звучит предостережение, что капиталистическая система, в которой свобода не ограничена прочными правовыми рамками, может быть вызовом для будущего человечества [11].
Энциклика папы Иоанна Павла II «Veritatis Splendor» (1993 год) обращала внимание, что некоторые течения общественно-политической мысли придают свободе абсолютное значение, наделяя индивидов правом самостоятельно определять добро и зло. Звучит предостережение, что индивидуализация понимания добра и зла приведет к разделению нравственности на части, чего нельзя допустить. В заключительных разделах энциклики речь идет о роли нравственных норм в жизни общества и обновления общественной и политической жизни [10].
Энциклика Иоанна Павла II «Evangelium Vitae» (1995 год) была посвящена ценности человеческой жизни. Подчеркнуто, что в современном обществе не только появляются новые опасности, угрожающие жизни целых народов, но и формируется особая обстановка, оправдывающая «преступления против жизни во имя права на свободу личности» (право на искусственное прерывание беременности и проведение эвтаназии) [6].
Согласно энциклике, демократия как общественный порядок должна опираться не на временные, меняющиеся запросы общества, а на объективный нравственный закон [6].
Последние энциклики Ватикана акцентируют внимание на проблемах современности. Энциклика Франциска «Laudito Si’» (2015 год) говорит о проблемах экологии и заботе о Земле как общем доме человечества. Ответственностью человека назван постоянный контроль за технологиями, соотношение получаемых от них возможностей с нормами морали и этики [5].
Энциклика Франциска «Fratelli Tutti» (2020 год) обратила внимание на проблемы бедности и неравенства в глобальном масштабе. Одним из главных вызовов была названа сложившаяся общемировая ситуация, когда в мировом сообществе угасает чувство принадлежности к единой человеческой семье, а возможность единения человечества во имя справедливости и мира рассматривается как устаревшая утопия [5].
Хотя энциклики призваны дать ответ на текущие проблемы, они сохраняют актуальность на протяжении долгого времени. В 2023 году Папа Римский Франциск призвал политиков вдохновляться энцикликой Иоанна XXIII «Pacem in Terris» (см. выше), которая, в частности, отмечала, что отношения между государствами необходимо регулировать, не прибегая к оружию, в свете разума: в истине, справедливости и солидарности [2].
Обновлено: 9 апреля 2024 г.