Стратагемы в политике


(от греч. стратегема — «военная хитрость»; кит. цзи — «план», «расчет», «замысел»)

Совокупность стратегических подходов, предполагающих применение заранее просчитанных действий, направленных на решение конкретных задач и достижение поставленных общественно-политических, экономических и военных целей.

Стратагемное мышление — способность актора (действующего лица) анализировать сложившуюся ситуацию, прогнозировать возможные действия других участников и разрабатывать стратегии для достижения своих целей, учитывая интересы и слабости противников.

Стратагема — это стратегический план, оригинальный путь решения существующей проблемы, в котором для оппонента заключена какая-либо ловушка; представляет собой сложный подход, предполагающий использование уловок, хитрости, сообразительности, изобретательности и находчивости [2, 4].

Понятие «стратагема» появилось в древнем мире. В европейской культуре «стратагемы» известны со времен Древних Греции и Рима, где они рассматривалось в контексте военного дела [4]. Стратагемное мышление также зародилось в Древнем Китае, став впоследствии характерной особенностью китайской культуры и перейдя в национальные культуры Японии, Кореи и Вьетнама [2].

Сегодня «стратагема» рассматривается прежде всего в контексте китайской, шире — восточноазиатской, культуры и воспринимается как характерная цивилизационная особенность [2].

В Древнем Китае выработка стратегических планов выступала своего рода искусством. Знание древних стратагем и составление детальных планов стало традицией политической жизни, касающейся дипломатии и военного дела [2].

Согласно учению Конфуция среди достоинств совершенного человека — обладание умом и способностями к незаурядному мышлению. Владение искусством составлять стратагемы служило свидетельством высокой одаренности [2].

Огромное влияние на развитие понятия стратагемности оказал военный мыслитель Древнего Китая Сунь-Цзы, который требовал формулировать предварительные расчеты в виде стратагем. В китайской культуре сформировался общепринятый свод из «36 стратагем» [2].

Китайские стратагемы сформулированы в виде афоризмов. «36 стратагем» могут быть разделены на три класса [2]:

- стратагемы обмана, создающие иллюзорную действительность или камуфлирующие реальное положение дел;

- стратагемы присутствия, направленные на дезинформацию оппонента; предполагающие использование сложившихся обстоятельств в своих интересах или уклонение от неблагоприятных обстоятельств;

- смешанные стратагемы, которые могут быть использованы в разных ситуациях.

Европейцы, знакомясь с китайскими стратагемами, зачастую обращают внимание на моральные аспекты — достижение успеха путем обмана и хитрости. Однако в контексте стратагемного мышления — победа всегда достойна и хороша, поскольку она достается сильнейшему в поединке, ее получает тот, кто видит дальше и больше своего противника [1].

Стратагемное мышление Китая предполагает упор на политическое и дипломатическое решение любых вопросов. Китай не готов применять силу, если есть хотя бы малейшая возможность вернуться за стол переговоров. Главная идея китайской политической и военной стратегии — по-настоящему победить можно только мирным путем, так как в ярости и гневе теряется истина — «Искусный полководец побеждает без боя. Величайший воин не воюет» [1].

Глобализация мировой культуры способствовала росту интереса стран Запада и России к культуре Китая. В частности, «36 стратагем» нередко рассматриваются в качестве инструментария для управления бизнес-процессами, а также в качестве кейсов при анализе политической ситуации [3].

  1. Богданова Н.А. К вопросу о роли стратагем в дипломатии Китая / Н.А. Богданова // Вестник РУДН, серия Международные отношения. - 2015. - №1. - С. 117 - 124. - Текст: непосредственный
  2. Каткова Н.М. Стратагемность мышления и поведения как характерная особенность китайской цивилизации / Н.М. Каткова // Вестник СПбГУ. - 2011. - Сер. 13., №2. - С. 76 - 85. - Текст: непосредственный
  3. Лемке Г.Э. Конкурентная война: нелинейные методы и стратагемы / М.: «Издательство Ось-89», 2007. - 464 с. - Текст: непосредственный
  4. Мясников В.С., Завьялова Т.Г. Зарождение основ стратагемного мышления в Китае / В.С. Мясников, Т.Г. Завьялова // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2012. - Т. 11, №10. - С. 130 - 141. - Текст: непосредственный


Обновлено: 23 мая 2024 г.