Теория демократического мира (Democratic Peace Theory – англ.)


Концепция, выдвигающая предположение, что демократические политические режимы, или, в более узкой трактовке, либеральные демократические режимы, выступают сторонниками более мирной внешней политики, по сравнению с нелиберальными или недемократическими политическими режимами.

Главным выводом данной концепция является тезис о том, что демократические государства не склонны к борьбе друг с другом [1].

Интеллектуальным истоком теории принято считать работу И.Канта «К вечному миру» (1795 г.), в которой немецкий философ вел речь о создании условий для «вечного мира» между государствами, образованными по республиканскому принципу [2].

Идея о том, что демократические режимы способны обеспечить прочную основу для мира, была выдвинута в 1917 г. президентом США В.Вильсоном в качестве оправдания вступления Америки в Первую Мировую войну, а затем легла в основу его видения нового мирового порядка [3].

Дальнейшее развитие теория получила в 1970 - 1980-е гг., когда были внесены уточнения в проблематику «демократического мира» [2]:

- либеральные идеи способны оказывать влияние на внешнюю политику, только если в государстве выстроены сильные либеральные институты;

- либеральные государства используют образ нелиберальных государств для демонстрации собственного превосходства и конструирования представлений о "вечном мире".

В 1992 г. была опубликована работа Ф.Фукуямы «Конец истории и последний человек», в которой автор утверждал, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и означает конец идеологических противостояний, глобальных революций и войн.

Теория демократического мира оказала влияние на развитие внешнеполитических подходов стран Запада в 1990-е - 2000-е гг.

В 1994 г. в обращении к Конгрессу США президент Б.Клинтон подчеркивал, что лучшей стратегией для обеспечения американской безопасности и построения прочного мира выступает поддержка демократий в других странах, поскольку демократии не воюют [4].

В 2004 г. президент США Дж. Буш выразил уверенность, что демократии не воюют друг с другом по причине общественного неприятия вооруженных конфликтов, что требует продвижения демократических режимов во всем мире [5].

Опубликованная в 2009 г. Стратегия европейской безопасности указывала, что лучшей защитой безопасности ЕС выступает мир «хорошо управляемых демократических государств» [6].

Многочисленные исторические факты свидетельствуют о несостоятельности теории демократического мира [7], и прежде всего о готовности использования военной силы одними демократиями в отношении других.

Демократические государства, если это было им выгодно по экономическим или военным соображениям, не останавливались перед дестабилизацией некоторых демократических режимов. В частности, США способствовали вооруженному свержению законных и демократически избранных правительств в Чили (1973 г.), Иране (начало 1950-х гг.) и Индонезии (середина 1960-х гг.). США и их союзники прибегали к атакам суверенных государств-членов ООН после Холодной войны. Вторжение в Ирак (2003 - 2011 гг.) одной из своих целей преследовало свержение легитимного президента страны С.Хусейна; одной из причин интервенции в Ливию (2011 г.) стало многолетние идеологические и политические противоречия сторон; тогда как в рамках военной операции США и их союзников в Сирии Вашингтон заявлял, что не хочет, чтобы легитимное правительство Б.Асада вернуло контроль над всей территорией страны.

Демократизация слабых молодых государств почти неизбежно порождает воинствующий национализм, что ведёт к агрессивности и войнам. Так, демократизация Украины после 1991 г. привела к резкому росту национализма в обществе, главным образом среди молодежи. Рост националистических настроений позволил странам Запада предпринять попытку превратить Украину в своеобразный антипод России ради собственной выгоды. В марте 2021 г. Украина приняла новую Военную стратегию, которая была практически полностью посвящена противостоянию с Россией и втягиванию иностранных государств в конфликт с Москвой.

Российская позиция основана на критическом отношении к западному пониманию теории демократического мира, которая рассматривается как «искусственное навязывание электоральной демократии по западным лекалам» [8].

См. также Анти -Россия, идеологический проект Запада, Доктрина Буша

  1. Democratic Peace (Political Science) // Britannica. - URL: https://www.britannica.com/topic/democratic-peace
  2. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX - XXI вв.) / М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. - 623 с.
  3. Democratic Peace Theory // Oxford Bibliographies. - URL: https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199756223/obo-9780199756223-0014.xml
  4. 1994 State Of The Union Address // Washington Post. - URL: https://web.archive.org/web/20000816174749/http://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/special/states/docs/sou94.htm
  5. President and Prime Minister Blair Discussed Iraq, Middle East // The White House. - URL: https://web.archive.org/web/20110423191137/http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2004/11/20041112-5.html
  6. European Security Strategy. A Secure Europe in a Better World. - URL: https://www.consilium.europa.eu/media/30823/qc7809568enc.pdf
  7. Цыганков А., Цыганков П. Кризис идеи «демократического мира» // Международные процессы. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16993546_88499734.pdf
  8. «Ситуация конфликта — это, скорее, норма для страны с такой географией и интересами, как Россия» // Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5492559

Обновлено: 29 августа 2022 г.