Главная → Дипломатический словарь
(англ. Game theory)
Математическая схема анализа стратегического взаимодействия сторон, позволяющая объяснить логику рационального поведения индивидов, групп, государств и альянсов в условиях конфликта интересов.
Появление «Теории игр» принято связывать с публикацией в 1944 году монографии Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение». Практически все основоположники теории игр были сотрудниками «RAND Corp.» (РЭНД Корпорэйшн) — мозгового центра, созданного под эгидой ВВС США в Санта-Монике (Калифорния) («RAND Corp.» (РЭНД Корпорэйшн) внесена Министерством юстиции России в список иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России) [1].
По окончании Второй мировой войны теория игр получила распространение в международно-политических исследованиях на Западе. На основании теории игр строилась политика сдерживания СССР [1].
По завершении Холодной войны теория игр нашла применение при анализе международных переговоров и принятия решений в международных организациях. Теория игр привлекает интерес исследователей в контексте обострения глобальных политико-экономических и военно-политических противоречий [1].
Изначально теоретики рассматривали «игры с нулевой суммой» и «кооперативные игры».
«Игры с нулевой суммой» — игры, в которых выигрыш одной стороны равен проигрышу другой. К «играм с нулевой суммой» можно отнести более широкий класс игр — «игры с постоянной суммой», при которых сумма общего выигрыша всех игроков фиксирована, а значит увеличение выигрыша одного из них возможно только за счет уменьшения выигрышей других игроков [1].
«Игра с нулевой суммой» описывает ситуацию противостояния, когда участники имеют противоположные интересы (военный конфликт). В случае, если число игроков больше двух, в рамках «игры с нулевой суммой» необходимо учитывать возможности образования коалиций между частью игроков с целью увеличения их среднего выигрыша за счет остальных [1].
«Кооперативные игры» — класс игр, в которых игроки могут принимать решения по согласованию друг с другом и вправе вступать в коалиции, заключая соглашения о взаимных обязательствах. Основное внимание в «кооперативных играх» уделяется правилам вхождения игроков в коалиции, выхода из них, устойчивости коалиций, но прежде всего — правилам «дележа» общего выигрыша между членами коалиции [1].
«Кооперативные игры» применяются при изучении функционирования выборных органов международных организаций и органов управления региональных интеграционных объединений [1].
В 1950-е годы яркий представитель теории Дж. Нэш описал феномены [1]:
- «некооперативных игр» — игр, моделирующих ситуации, где не допускается образование коалиций между игроками;
- «игр с ненулевой (переменной) суммой», где выигрыш одной стороны не равен проигрышу другой, причем стороны, помимо противоположных, имеют еще и общие интересы.
Вариацией «игры с ненулевой суммой» является «игра с положительной суммой», исход которой предполагает, что игроки достигают понимания ценности взаимовыгодного сотрудничества, способного привести к всеобщему благу (англ. «win - win cooperation»).
Особой разновидностью является «игра с отрицательной суммой», когда все игроки в стремлении получить максимальный выигрыш приходят к проигрышу. В такой игре нет победителей; игроки в конце игры оказываются в состоянии хуже, чем до ее начала [3]. Пример «игры с отрицательной суммой» — ядерный конфликт.
В 1960-е годы получили распространение исследования «игр с неполной информацией». Такие игры рассматривают ситуации, когда у одного игрока нет информации о возможных выигрышах другого, а значит он вынужден оценивать эти выигрыши вероятностно [1].
Ключевую роль в анализе международных отношений сыграла «дилемма заключенного» (англ. Prisoner's dilemma) [1]. Данная модель демонстрирует, что рациональные игроки не всегда готовы сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах, поскольку игрок («заключенный») может максимизировать свой выигрыш, не заботясь о выгоде других [2].
«Дилемма заключенного» формулирует принципы международного поведения, которым необходимо следовать, чтобы достичь максимального результата [2]:
- «быть добрым» или «не предавать первым», то есть не предавать, пока этого не сделает оппонент;
- «уметь мстить» и «уметь прощать», то есть отвечать на предательство оппонента, а отомстив — вернуться к сотрудничеству, если на то готов оппонент;
- «быть предсказуемым» или «не быть слишком умным», поскольку оппонент должен понимать, каков будет ответ на его ход;
- «не быть завистливым» — не пытаться набрать больше очков, чем оппонент, так как проигрыш оппонента в будущем чреват собственным проигрышем.
«Дилемма заключенного» применима для исследования природы международных конфликтов, гонки вооружений, оценки перспектив сотрудничества сторон, хода международных торговых переговоров [1].
Классическими «играми с ненулевой суммой», применимыми при анализе международных отношений, являются [2]:
- игра «Цыпленок», используемая при анализе гонки вооружений и повышения уровня напряженности в отношениях между двумя странами (взаимное наращивание угрозы), переговоры по торговым соглашениям с угрозой применения санкций и торговых войн;
- игра «Охота на оленя», применяемая при анализе практики введения экономического эмбарго или санкций;
- игра «Страховка», применяемая при анализе выполнения сторонами международных соглашений.
Теория игр не получила развития во времена СССР [2], однако в современной России эта отрасль знания вызывает значительный интерес. Методы теории игр применяются при формировании различных вариантов боевого применения Ракетных войск стратегического назначения; при разработке математических моделей оценки соотношения стратегических сил сторон, находящихся в состоянии конфликта; при анализе возможных сценариев развития конфликта с применением ядерного оружия; при исследовании боевых действий соединений и частей с применением обычного оружия и т.п. [4]
Обновлено: 18 марта 2024 г.