Теория цивилизаций Самюэла Хантингтона: столкновение цивилизаций


(англ. The Clash of Civilizations)

Теория, согласно которой доминирующим фактором мировой политики в конце XX - начале XXI века выступает рост конкуренции и конфликтности наций и групп, принадлежащих к разным цивилизациям.

Автор теории — американский социолог и политолог Самюэль Филлипс Хантингтон (Samuel Phillips Huntington; 1927 - 2008 гг.).

Впервые концепция была представлена в статье для журнала «Foreign Affairs» в 1993 году [4]. В 1996 году концепция получила развитие в книге «Столкновение цивилизаций» (англ. «The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order») [2].

Корни концепции связаны с публикацией в конце 1980-х — начале 1990-х годов ряда работ, утверждающих существование противоречий между исламским миром и Западом [1].

В основание концепции заложена идея, согласно которой мировое развитие переплетается с эволюцией глубинных причин международных конфликтов. Завершение Холодной войны знаменовало окончание идеологического конфликта, что, однако, привело не к единению народов, а к увеличению роли культурно-цивилизационного фактора в политике. Причем цивилизационная принадлежность государств начинает играть значительную роль при реализации их внешней политики [2].

Отношение нации или группы к конкретной цивилизации определяется наличием общих черт объективного порядка: общей истории, доминирующей религии, схожих обычаев и институтов государственного управления. Однако не последнюю роль также играет субъективный фактор — самоопределяемая идентичность людей. Допустимость изменения самоидентификации людей позволяет говорить о гипотетической возможности изменения состава и границ той или иной цивилизации [2].

Формирование современного облика мира происходит в процессе взаимодействия крупных цивилизаций [2]:

- синской (конфуцианской) цивилизации, включающей в себя Китай, сообщества зарубежных китайцев в Юго-Восточной Азии и других частях света, Вьетнам и Корею;

- японской цивилизации, отделившейся от синской;

- индуистской (индийской, индусской) цивилизации;

- исламской цивилизации, занимающей Аравийский полуостров, Северную Африку, а также Центральную Азию, частично Индостан и Юго-Восточную Азию. Исламская цивилизация включает в себя субцивилизации: арабскую, тюркскую, персидскую, малайскую.

- православной цивилизации с центром в России;

- западной цивилизации, располагающейся в Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии;

- латиноамериканской цивилизации;

- африканской цивилизации, которая еще не завершила процесс формирования и включает территории южнее Сахары. Гипотетический стержень этой цивилизации — ЮАР.

Будущее системы международных отношений рассматривается в данной теории как многополярное в цивилизационном смысле [5].

Особое место занимают так называемые «расколотые страны», в населении которых представлено несколько цивилизационных групп. Первый тип «расколотых стран» включает в себя государства, в которых сосуществуют народы разных культур. Согласно теории, такие государства в перспективе обречены на распад. Второй тип — относительно однородные в культурном отношении страны, в которых отсутствует общественное согласие по вопросу о том, к какой цивилизации они относятся [2].

Межцивилизационные конфликты разгораются вдоль линий разлома между цивилизациями — в местах их встречи, поскольку [2]:

- исторические, языковые, культурные, религиозные и другие различия между цивилизациями весьма существенны и приводят к ценностному конфликту. Культурные противоречия минимально подвержены изменениям, их сложно разрешить и свести к компромиссу;

- активизация общения между народами способствует осознанию собственной уникальности и ведет к росту цивилизационного самосознания, углублению понимания межцивилизационных различий и рискам обострения разногласий;

- процессы глобализации и экономической модернизации способствуют общественным изменениям в незападных странах, что, с одной стороны, размывает традиционную идентификацию с государством, но, с другой стороны, формирует религиозную и цивилизационную идентификацию;

- укрепление глобальных позиций Запада по окончании Холодной войны вызывает опасения остального мира;

- интеграционные процессы способствуют усилению экономического регионализма, который формируется с учетом цивилизационной составляющей.

В перспективе центральной осью мировой политики становится конфликт между «Западом и остальным миром» (англ. «West against the rest»), выраженный в реакции незападных цивилизаций на пропаганду западных ценностей, попытку Запада закрепить свое доминирующее положение [2].

Подобный взгляд связан с опасениями относительно утверждений США о том, что Запад является «универсальной цивилизацией», с которой остальным цивилизациям необходимо брать пример. Вызывали опасения и взгляды, что Запад, при необходимости, может принуждать других к подчинению [5].

С. Хантингтон, однако, предупреждал о неминуемом упадке Запада, который в перспективе будет сдавать позиции в пользу других цивилизаций [2].

«Столкновение цивилизаций» разворачивается [2]:

- на микроуровне, где группы, проживающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу за земли и власть;

- на макроуровне, где страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают за влияние в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями [2].

Публикация работы встретила неоднозначную реакцию вплоть до обвинения в ненаучности. [1].

Критика концепции акцентирует на преувеличении значения цивилизационного фактора в мирополитических процессах; игнорировании конфликтов внутри цивилизаций; методологических недостатках; использовании противопоставления «мы-они», основывающегося на стереотипном представлении о других народах; чрезмерной политической конъюнктуре, выраженной в поиске «новых врагов» для Запада по окончании Холодной войны [1]. Концепция «столкновения цивилизаций» нередко рассматривается в качестве инструмента, оправдывающего действия Запада по сдерживанию экономического роста развивающихся стран [3]. Новый виток интереса к теории «столкновения цивилизаций» произошел в 2010-е - 2020-е годы и был связан с эскалацией многочисленных международных конфликтов, в частности — нарастанием конкуренции КНР и США, противоречий России и стран Запада, обострением палестино-израильского конфликта и т.д.

См. также: Цивилизация; Цивилизационный подход

  1. Белозубов С.И. Критика концепции Самюэля Хантингтона «столкновение цивилизаций» в современной зарубежной цивилиологии // Вестник НАСА. №1 (11). 2015. С. 123 - 124
  2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М. ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.
  3. Civilizations do not necessarily clash // China Daily. 08.01.2024. - URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202401/08/WS659b4b72a3105f21a507b008.html
  4. Huntington S.P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. Summer 1993. - URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/1993-06-01/clash-civilizations
  5. «The Clash of Civilizations?» at Thirty // The American Conservative. 07.06.2023. - URL: https://www.theamericanconservative.com/the-clash-of-civilizations-at-thirty/


Обновлено: 25 января 2024 г.