Главная → Дипломатический словарь
(от лат. trans – переход, изменение; homo – человек)
Философское и научное движение, направленное на поиск выхода за рамки биологической эволюции человека благодаря использованию достижений науки и техники с целью улучшения умственных и физических возможностей, а также устранения страданий, болезней, старения и смерти.
Идеи трансгуманизма имеют глубокие корни, еще в глубокой древности мыслители рассуждали о достижении бессмертия и счастья через отсутствие страданий, старения и болезней. Существование подобных утопических идей проходит красной нитью через все культуры и эпохи вплоть до XXI века [3].
В современном значении термин «трансгуманизм» популяризировал биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО Дж. Хаксли, который в 1957 году выдвинул предположение, что «человек может выйти за пределы самого себя» — биологически оставаясь человеком, осознать новые возможности для своей природы [2].
В дальнейшем термин был интерпретирован как поиск механизмов, которые бы позволили человеку выйти за рамки биологической эволюции, совершенствуя тело и разум при помощи технологий [2].
В 1980-е годы представители трансгуманизма развивали идеи продления человеческой жизни, сохранения людей в состоянии глубокого охлаждения (крионики), а также колонизации космоса [4].
В 1990-е годы на передний край трансгуманистического движения вышла идея использования технологий для изменения и улучшения человека [4]. В это же время термин «трансгуманизм» получил широкое распространение в общественно-политической сфере.
В 1998 году была основана «Всемирная трансгуманистическая ассоциация» (англ. – World Transhumanist Association, ныне – «Humanity+»), продвигающая идеи трансгуманизма как академической дисциплины [4].
В 2000-е – 2010-е годы трансгуманизм приобрел популярность среди предпринимателей Кремниевой долины (Калифорния, США) [4].
Основные цели трансгуманизма сформулированы французским философом, врачом и теологом Ж. Бобоком в 2017 году [2]:
- увеличение продолжительности жизни и стремление к бессмертию;
- отделение процессов зачатия, вынашивания и деторождения в пользу технического воспроизводства (искусственное оплодотворение в искусственной матке);
- генетические манипуляции ради устранения заболеваний;
- создание искусственного интеллекта для переноса сознания человека в цифровое пространство;
- имплантация чипов и других устройств в мозг и тело человека;
- революция на общественном уровне – легализация эвтаназии и определение этических границ редактирования генома.
Трансгуманизм оперирует множеством подходов по достижению утопических целей [2]:
- развитие нанотехнологий и наномашин, что в будущем позволит человеку гораздо меньше работать;
- развитие крионики – сохранение тела или мозга умершего при сверхнизких температурах для оживления в будущем, когда человечеству будут доступны новые технологии;
- развитие «умной пыли» – глобальной сети из микророботов, способных осуществлять задачи от диагностики организма до управления климатом на планете.
В мире отсутствует единое мнение по поводу трансгуманизма. Сторонники течения говорят о том, что трансгуманизм выступает продолжением идей гуманизма и способствует развитию науки [2].
Противники акцентируют внимание на практических и этических аспектах [2]:
- рисках при рождении и зачатии детей искусственным способом, а также признании эвтаназии как инструмента регулирования популяции в будущем;
- рисках развития технологического тоталитаризма;
- риске утраты человеческой идентичности;
- развитии неравенства из-за безостановочного «улучшения богатых» и отсутствия перспектив для «неулучшенных» людей;
- «синдроме Бога» у людей, обладающих передовыми «улучшениями»;
- угрозе институту семьи и брака, традиционным представлениям о поле и распределении ролей в семье.
В российском дискурсе трансгуманистические идеи подвергаются критике прежде всего в связи с существованием в рамках течения идеи преодоления пола – трансгендеризма и формированием в рамках течения системы ценностей, противоречащей традиционным [2].
Идеи трансгуманизма в России неоднократно подвергались критике со стороны Русской православной церкви. РПЦ рассматривает трансгуманизм в контексте развития атеистического мировоззрения [1]. В России, в отличие от Европы и США, трансгуманизм не считается самостоятельным философским и научным течением и рассматривается в рамках других философских дисциплин. Тем не менее исследования в сфере трансгуманизма проводятся специалистами Института философии РАН и Российского философского общества [2].
Обновлено: 30 октября 2023 г.