Турция: проект Туран, Туранизм


Также используется термин «пантуранизм» (тур. Turancilik)

Геополитическая концепция, идеологическое и общественно-политическое движение за единение туранских (урало-алтайских) народов по принципу языковой, культурной и религиозной общности в единое государство — Великий Туран, которое бы простиралось от Балкан до Сибири [4].

Термин «Туран» имеет персидское происхождение и означает «места, где живут северные кочевые тюркские народы» [3].

Понятие «Туранизм» («пантуранизм») шире, чем «пантюркизм». Географически оно распространяется на территорию Балкан, часть Северной Европы и Прибалтики, Малую Азию, Крым, части Северного и Южного Кавказа, Поволжье, Приуралье, Сибирь, Центральную Азию, Монголию, а также Китайский Туркестан [3].

Выделяют пять групп туранских народов:

- финно-угорские народы;

- самодийцы (самоеды) — группа коренных сибирских народов;

- тюркские народы;

- монголы;

- маньчжуры.

Идеи туранизма возникли в конце XIX века в России в среде татарской интеллигенции и просветительско-реформаторского и модернистского движения мусульман Поволжья, Крыма, Закавказья и Центральной Азии [3].

После Революции 1905 года часть татарских общественно-политических деятелей эмигрировали в Османскую империю, где продолжили развитие своих идей [3].

Младотурецкая революция 1908 года активизировала поиск новых идеологических основ для развития государства, что способствовало росту интереса турецкой интеллигенции к идеям туранизма [3]. В Османской империи туранизм нашел благодатную почву, поскольку в последней четверти XIX века турецкие интеллектуальные круги начали проявлять интерес к народам Центральной Азии [5].

Победа Кемалистской революции (1918 - 1923 гг.) привела к укреплению идеологических позиций турецкого национализма (туркизма), тогда как туранизм был признан вредной концепцией. Идеологи пантуранизма были вынуждены уйти в оппозицию [3].

Пантуранизм как идеология предполагает достижение нереалистичной политической задачи — объединение крайне большого числа народов, проживающих в разных государствах [4]. Тем не менее, сторонники пантуранизма продолжают вести активную деятельность.

После распада СССР тюркские народы России пережили период подъема борьбы за расширение своих этнополитических и этнокультурных прав и интересов [3].

Распад СССР совпал с временем президентства в Турции Т. Озала (1989 - 1993 гг.), который, не отказываясь от кемалистских подходов, приступил к активному развитию отношений с новыми независимыми государствами Центральной Азии. Помимо прагматических политических и экономических расчетов, это решение было обусловлено верой в тюркское единство, основанное на понятиях туранизма [5].

В 1992 году было основано «Турецкое агентство по сотрудничеству и координации» (тур. Türk İşbirliği ve Koordinasyon Ajansı Başkanlığı) [5]. В том же году лидерами Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии было выражено стремление добиться координации деятельности в сферах экономики, политики и культуры [3].

В 1993 году основана «Международная организация тюркской культуры» (тур. Uluslararası Türk Kültürü Teşkilatı). В том же году Турцией был запущен международный телеканал, ориентированный на тюркоязычную аудиторию [5].

В 2000-е - 2010-е годы были сформированы новые организации, нацеленные на формирование тюркской (туранской) общности, в частности [5]:

- Парламентская ассамблея тюркоязычных стран;

- Организация тюркских государств;

- Международная тюркская академия;

- Международный фонд тюркской культуры и наследия.

В современной турецкой политике идей туранизма придерживается Партия националистического движения. С начала 2020-х годов в турецком обществе растет поддержка идей туранизма [6].

Россия придерживается взвешенной позиции в отношении идеологии туранизма. В МИД России отмечают, что Турция вряд ли стремится к созданию «Великого Турана» как наднационального и тем более государственного образования. Отсутствуют основания и для того, чтобы идею создания подобного супергосударства поддерживали постсоветские страны, поскольку их внешняя политика заключается прежде всего в укреплении своих национальных государств. Россия позитивно относится к формированию контактов между тюркскими народами, воспринимая подобную активность как аналог политики «русского мира» [2].

  1. Деев А.А. Истоки и современное состояние доктрины пантуранизма // Гуманитарный акцент. №4. 2018. С. 37 - 44
  2. Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова медиахолдингу РБК, Москва, 19 февраля 2021 года // МИД России. 19.02.2021. - URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1416275/
  3. Пантуранизм // Татарская энциклопедия «Tatarica». - URL: https://tatarica.org/ru/razdely/religiya/islam/panturanizm
  4. Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосманизм» и экономические интересы России и Турции // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №165. 2014. С. 147 - 153
  5. Alrmizan M. Turkish Foreign Policy in Central Asia in the Era of Erdoğan: The Convergence of Pan-Turkism, Pragmatism, and Islamism // King Faisal Center for Research and Islamic Studies. May 2022. - URL: https://kfcris.com/pdf/fb31accd3b812c16524fe7dc819518b26295e253c6fb6.pdf
  6. Latham A., Sundeen A. The Plain Sight Threat to NATO, Turkey, and Turanism // E-International Relations. 17.07.2023. - URL: https://www.e-ir.info/2023/07/17/opinion-the-plain-sight-threat-to-nato-turkey-and-turanism/


Обновлено: 18 октября 2023 г.