Ультралиберализм, радикальный либерализм


Идеологическое течение, выступающее крайней формой либерализма, нацеленное на создание аморфного общества «свободных личностей» через слом государства, общественных институтов, традиционных ценностей и норм морали.

Корни ультралиберализма уходят в первые десятилетия XX века, когда успехи социалистических и популистских движений оказали мощное воздействие на трансформацию либерализма, привели к радикализации ряда его идеологических установок. Однако в эпоху доминирования социально ориентированных идеологических парадигм, ультралиберальные воззрения разделяло незначительное меньшинство интеллектуальной и политической оппозиции [4].

«Ультралиберальный поворот» элит стран Запада произошел в 1960-е годы. Это было связано с формированием «воук-идеологии», согласно которой угнетение масс присуще общественным институтам (семье, церкви, культуре) и законам морали, а также с началом реализации неолиберальной модели глобализации [3].

С 1970-х западные политики приступили к критике концепций «государства всеобщего благоденствия» и «социального рыночного хозяйства». Их аргументы основывались на опасениях, что значительная роль государства лишает граждан свободы для обеспечения ими своего будущего [4].

Ультралиберализм базируется на идее минимального вмешательства государства как в экономическую жизнь, так и вообще в жизнь людей во всех ее проявлениях, продвигая требование всеобщей максимальной свободы [4].

Ультралиберализм доводит до крайности классические либеральные постулаты, демонстрируя приверженность идеям крайнего антиэтатизма (противодействия государству) и неограниченной свободы личности (концепции «суперминимального государства») [4].

Ультралибералы придерживаются аксиомы, что человек сам должен решать, как ему жить, отстаивая наиболее широкие права личности, включая свободу от самой природы человека [4].

В соответствии с идеологией ультралиберализма человек отбрасывает все моральные нормы, поддерживаемые традиционными обществами, и отрицает все моральные установки, выработанные мировыми религиями. Он создает свою собственную мораль, которая никогда не осуждает поступки свободной личности [3].

В 1980-е - 1990-е годы сформировался так называемый либеральный политический истеблишмент, одним из опорных принципов которого выступает агрессивное продвижение ультралиберальных социальных норм [2].

Идеология ультралиберализма нацелена на фундаментальную трансформацию миропорядка, поскольку такой идеологический процесс ведет к тупику цивилизации модерна, доводя до абсурда ее фундаментальные принципы [4].

Цель ультралиберализма — разрушение государства посредством создания аморфного общества псевдосвободных личностей, которыми можно управлять с помощью психологических инструментов [3]. Вместе с этим, зацикленность на постоянной борьбе за права призвана отвлечь массы от фактического отступления западных элит от принципов «государства всеобщего благоденствия».

Ультралиберализм объединяет в себе несколько течений [3]:

- индивидуалистический либерализм;

- плюралистический либерализм;

- культурный либерализм;

- анархолиберализм;

- либертарианство;

- ряд других менее известных течений.

Ультралиберализм нередко рассматривается как тоталитарное проявление либеральной идеологии.

Использование идеологии ультралиберализма западными элитами демонстрирует кризис либеральной идеологии. В США объектом разрушительной политики ультралиберальных элит, сделавших ставку на маргинальные слои и «демократическую революцию», стала коренная белая Америка со своими традиционными ценностями и верой [1].

Одним из вариантов развития событий текущего глобального кризиса может стать попытка ультралиберальных элит США во главе с верхушкой Демократической партии сделать ставку на ультралиберальную революцию в стране, а затем обеспечить ее экспорт в другие западные или подконтрольные страны, придав ей размах «мировой революции». Такой сценарий привел бы к разрушению исторически сложившейся национальной идентичности, включая социальную составляющую, подмене традиционных прав человека тезисом «инклюзивности» с упором на права сексменьшинств и трансгендеров (Международное движение ЛГБТ признано Верховным судом Российской Федерации экстремистским движением и запрещено на территории России), что в конечном счете призвано закамуфлировать возобновление традиционного капитализма (как следствие неолиберальной экономической политики последних 40 лет).

Как известно, одной из причин Первой мировой войны было то, что правящие элиты не знали, что делать в условиях назревшей трансформации европейского/западного общества. Не исключено, что нечто аналогичное происходит сейчас и ультралиберализм может служить таким инстинктивным выбором, дабы не утерять контроль над ситуацией. Тогда, можно предположить, функции государств, превратившихся в ширму, перейдут к непрозрачным транснациональным/наднациональным силам, что станет концом западной демократии с попытками реализации различных вариантов антиутопий.

См. также: Посткапитализм

  1. Геополитический перелом и Россия. О чем говорит новая внешнеполитическая концепция? // Дипломатическая академия МИД России. - URL: https://dipacademy.ru/documents/6881/КНИГА_ГЕОПЕРЕЛОМ_И_РОССИЯ.pdf
  2. Громыко А. Метаморфозы политического неолиберализма // Современная Европа. №2. 2020. С. 6 - 19
  3. Лигостаев А.Г. Ультралиберализм // Новостибирский государственный педагогический университет. - URL: https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=150293
  4. Шепелев М.А. Кризис ультрамодерна и перспективы новой геополитической революции // Образование и право. №1. 2018. С. 241 - 249


Обновлено: 7 декабря 2023 г.