Фундаментализм: Исламский фундаментализм


Совокупность мусульманских консервативных религиозно-политических движений, в основе которых лежит стремление к обращению к истокам ислама и сохранению устоявшихся социальных основ на фоне общественно-политических изменений.

Исламский фундаментализм — идеология и практическая деятельность, ориентированная на создание условий, в которых социальные, экономические, этические и иные проблемы и противоречия любого общества, где присутствуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться с использованием исламских норм [2].

Последователи исламского фундаментализма не употребляют сам термин. Они говорят о салафизме (от выражения «ас-салаф ас-салих» — «праведные предки»). Для обозначения тех, кто выступает за реисламизацию общественно-политической жизни и государственного устройства, используется термин «ал-исламийюн» («исламисты») [2].

В исламе суннитского толка фундаментализм выступает в двух ипостасях: как движение за возвращение к истокам веры — салафизм (возрожденчество); как движение, условно называемое мусульманским реформаторством [3].

В шиитском исламе в силу особенностей доктрины до сих пор не было фундаменталистских движений [3].

Характеристики исламского фундаментализма [4]:

- призыв вернуться к истокам религии и «очистить» ее;

- неприятие современности, иногда вплоть до отказа пользоваться современными технологическими достижениями;

- противопоставление своей религиозно-политической группы остальному миру;

- буквальное соблюдение религиозных требований и повышенное внимание к обрядам;

- действия, направленные на восстановление адекватных, с точки зрения сторонников исламского фундаментализма, политических и социальных институтов.

Чертой исламского фундаментализма служит политическая концепция ислама, содержащая призыв к созданию исламского государства [2].

Социальную базу фундаменталистов составляют преимущественно мелкие и средние служащие, ремесленники и рабочие, выпускники средних и высших учебных заведений и безработные, розничные торговцы, а также представители интеллигенции [3].

Предпосылки возникновения исламского фундаментализма были заложены в период колонизации стран Востока. Колонии с их традиционным укладом были насильственно переориентированы на капиталистический путь развития, а руководство мусульманскими странами осуществлялось европейской администрацией. После обретения колониями независимости к власти пришли национальные правительства, принявшие на вооружение западные политические и экономические модели. Неудачи в решении общественно-экономических и политических проблем привели к тому, что к середине 1960-х годов ответной реакцией общества на избыток модернизационных идей стал рост влияния религиозного фактора [2].

Исламский фундаментализм прошел в своем развитии несколько этапов.

В 1930-е - 1960-е годы происходило становление доктрины исламского фундаментализма. Основной задачей фундаменталистов в этот период было возрождение исламской общины; были созданы первые политические организации.

Оформились умеренное и радикальное направления. Для умеренного крыла характерна опора на методы убеждения, пропаганду и отказ от насилия в достижении своих целей. На этих позициях стояла «Ассоциация братьев-мусульман», созданная в 1928 году; наиболее последовательным идеологом умеренного фундаментализма был индо-пакистанский ученый и журналист С.Маудуди (1903 - 1979 гг.) [2].

Представители радикального направления стремились к захвату власти, установлению господства исламских общественных норм с использованием различных методов политической борьбы, включая террор.

В 1970-е - 1990-е годы произошло формирование социальной базы движения, которую составило первое постколониальное поколение молодежи. Фундаменталисты перешли к практической реализации своих идей. Особенностью этого этапа стало сосредоточение внимания на внешнеполитических аспектах борьбы [2].

С середины 1990-х годов начался современный этап развития исламского фундаментализма. Его особенностью выступает ситуация, в которой идеи фундаментализма разделяют не только коренные жители мусульманских стран, но и потомки эмигрантов-мусульман в европейских странах. Укрепляются позиции радикального крыла исламского фундаментализма [2].

Успех исламского фундаментализма обусловлен его антизападнической и антимодернизаторской направленностью. Западным ценностям противопоставляются исламские — приоритет коллективистского начала перед индивидуализмом, равенство людей перед Богом, осуждение накопительства. Исламский фундаментализм критикует вторжение западной культуры, образа жизни, подрывающего устои традиционного общества [3].

Среди политических причин радикализации исламских движений: палестинская проблема (включая проблему святых мест ислама в Иерусалиме), экономические трудности, отсутствие у правительств некоторых мусульманских стран динамичной национальной политики, разочарование как в идеалах капитализма, так и социализма [3].

Неоднократно отмечалось, что США предпринимают попытки использовать исламских фундаменталистов в своих политических интересах, способствуя дестабилизации обстановки в ряде стран и регионов [1].

См. также: Фундаментализм; Национализм

  1. «Примаковские чтения». «Глобальный Юг»: будущая сила и сегодняшние проблемы // Интерфакс: [сайт]. - 2023. - 29 ноября. - URL: https://www.interfax.ru/russia/933775
  2. Семенова О.А. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: генезис, идеи, этапы и тенденции развития // О.А. Семенова / Вестник московского университета. Сер. 12 Политические науки. - 2007. - №1. - С. 61 - 68. - Текст: непосредственный.
  3. Фундаментализм в исламе // Энциклопедия Кругосвет: [сайт]. - URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/FUNDAMENTALIZM_V_ISLAME.html
  4. Чернышова Л.Д. Исламский фундаментализм: теория и практика // Л.Д. Чернышова / Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2010. - № IV-2. - С. 111 - 116. - Текст: непосредственный.


Обновлено: 13 февраля 2024 г.